Баку намерен обвинить в сумгаитских погромах армян?
Армения, 5 января, 2011, 07:40 — ИА Регнум. На сайте Генпрокуратуры Азербайджана создан специальный раздел, посвященный событиям в Сумгаите. Как передает АПА, в новом разделе размещена информация, раскрывающая "истинную суть беспорядков, совершенных в Сумгаите армянами и проармянскими силами 27-29 февраля 1988 года с целью формирования отрицательного имиджа азербайджанского народа перед мировой общественностью и отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана".
Кроме того, сообщает АПА, в разделе планируется разместить информацию о деталях ведения следствия по данному делу следственной группой Генпрокуратуры СССР, результаты следствия относительно одного из главных организаторов беспорядков - Эдуарда Григоряна, показания проживающих в Сумгаите армян о его образе преступника, показания азербайджанцев, депортированных в 1988-1989 годах из Армении и размещенных в Сумгаите, и др.
Напомним, что 26-29 февраля 1988 года при фактической поддержке азербайджанских властей и попустительстве руководства СССР в городе Сумгаит (Азербайджанская ССР) были совершены массовые погромы армян, в ходе которых, по официальным данным, погибли 32 и были ранены сотни армян. 14 тысяч армян - жителей Сумгаита в течение нескольких дней покинули город.
Как пишет активный участник общественно-политической жизни в Азербайджане в 1988-1989 гг. и один из создателей Народного фронта Азербайджана Зардушт Али-Заде в своих воспоминаниях "Азербайджанская элита и массы в период распада СССР (статья-мемуары о бурном времени)", о том, что азербайджанцев убивают и насилуют в Карабахе и Армении, говорили уже на первом митинге, который состоялся 26 февраля перед зданием Сумгаитского горкома партии на площади Ленина. На первом митинге присутствовало от 40 до 50 человек. На следующий день число участников очередного митинга выросло до нескольких тысяч. Выступавшие пользовались мегафоном. На митинге выступила второй секретарь горкома партии Мелек Байрамова, которая потребовала, чтобы армяне покинули Азербайджан. С зажигательной речью перед собравшимися выступил азербайджанский поэт Хыдыр Аловлу, закончивший свое выступление словами: "Смерть армянам!"
Вечером 27-го февраля по Центральному телевидению выступил заместитель Генерального прокурора СССР А. Ф. Катусев, чтобы сообщить о том, что 22-го февраля в стычке близ Аскерана погибли двое азербайджанцев. При этом он не упомянул, что по крайней мере один из азербайджанцев погиб от руки милиционера-азербайджанца. В этот же день сумгаитские "митинги", на которых собравшиеся призывали убивать всех армян, переросли в полномасштабный погром.
В митингах принимал участие также секретарь Сумгаитского горкома партии Джахангир Муслимзаде. По окончанию одного из них он с азербайджанским флагом в руках возглавил толпу погромщиков, которая стала растекаться по городу в поисках армян. Партийный руководитель повел толпу к улице Дружбы. Позднее Муслимзаде говорил, что хотел увести толпу от центра города, к морю, чтобы избежать предстоящего кровопролития. Эпицентром массовых погромов стал квартал, прилегающий к городскому автовокзалу, который располагался на углу улиц Дружбы и Мира.
Том де Ваал, автор книги о карабахском конфликте, говорит что "банды численностью от десяти до пятидесяти и более человек слонялись по городу, били стекла, поджигали автомобили, но главное - искали армян".
"Поражает масштаб и безнаказанность погрома, цинизм и жестокость, с которыми он совершался. Преступления тех дней кажутся просто невозможными, если учесть, что в бандах были сплочены не профессиональные убийцы и садисты, а обыкновенные горожане, в подавляющем большинстве молодые люди. Во главе этих банд были не только провокаторы, но и известные в Сумгаите люди: директор средней школы № 25, актриса театра им. Араблинского и т. д.
Хотя милиция бездействовала и даже участвовала в погромах, некоторые азербайджанцы пытались оказывать помощь армянам. Когда наконец, с большим опозданием, в город прибыл полк внутренних войск, солдатам был дал приказ стрелять холостыми, а не боевыми патронами. Тысячи армян нашли убежище в здании Дворца культуры на площади Ленина, где их взяли под охрану военные", - сообщают энциклопедии Википедия и ТрадициЯ.