23 декабря в Институте философии Российской Академии наук в Москве состоялась конференция, посвященная столетию со дня смерти Василия Караулова - очередное мероприятие в ряду встреч и дискуссий, посвященных одному из виднейших деятелей русского либерализма начала ХХ века, политику и мыслителю.

Родившийся в 1854 году, Караулов прожил всего 56 лет, но судьба его была удивительно яркой и насыщенной. В молодости он был активным членом "Народной воли", пробыл более четверти века в тюрьмах, на каторге и ссылке, но путем самообразования сделался энциклопедически образованным человеком. Караулов, будучи убежденным христианином, был в то же время и убежденным либералом и борцом за свободу совести в России, максимально убедительно продемонстрировав непротиворечивость этих позиций в духовно-нравственном и политическом отношении. Член Центрального комитета Конституционно-демократической партии (кадетов), Караулов был избран депутатом 3-й Государственной Думы, где стал одним из лучших ораторов, борцом с религиозным фанатизмом и черносотенством. В день его похорон за гробом шло около 100 тысяч человек.

Увы, сегодня мероприятия, посвященные Караулову, не собирают сопоставимую по численности аудиторию. В Санкт-Петербурге на пресс-конференции, организованной в память Караулова, присутствовало около десятка человек, конференция в Москве привлекла больше участников, но всё же прошла "в узком кругу". И напрасно: представительный состав участников и их выступления заслуживали куда большего числа слушателей.

Как отметил главный редактор журнала "Полис. Политические исследования" Сергей Чугров, основной темой конференции стал вопрос о соотношении либеральной идеологии и христианских ценностей в историческом аспекте и сегодня - вопрос, безусловно, важный для политико-философских исследований. Исторически либерализм развивался в тесной связке с гуманистическими, в том числе христианскими ценностями, что демонстрирует история либерализма европейского. Почему в этом качестве он не состоялся в России? Ответ на этот вопрос пытались найти участники дискуссии.

По словам президента Фонда "Русское либеральное наследие" Алексея Кара-Мурзы, прежде могила Караулова была настоящим культовым местом для борцов с черносотенством и фанатизмом, а теперь она практически заброшена. Даже для многих современных либералов проблема синтеза либерализма и христианства чужда. Тем более интересно, как воспринимал его Василий Караулов.

Как отметил политолог, историк Андрей Зубов, патриарх Кирилл в своё время заметил, говоря о либералах XIX века, что "российская интеллигенция восприняла чуждые западные ценности, приведшие к революции". "Это неправильно, - считает эксперт. - Церковь здесь изменила своему правилу: смотреть в себя, не винить в бедах других. Для современной РПЦ это правило не действует". Не человек для церкви, но церковь для человека - это понимание ценности человеческой личности есть в либерализме, но отсутствует в современном официальном православии. Глубинный смысл свободы неотделим от христианства: над этим утверждением есть смысл задуматься не только современным авторам гуманитарных исследований, но и представителям духовенства. Сегодня, выбирая между приходом (то есть людьми) и вертикалью власти, РПЦ сделала очевидный выбор в пользу вертикали, констатировал Зубов. "Это вызывает разочарование и отторжение" - заключил он.

Профессор Высшей школы экономики Владимир Кантор также усматривает провал христианского либерализма в России во многом по вине Русской православной церкви, которая так и не смогла установить крепкую взаимосвязь с обществом, привить народу истинное, а не фанатичное и не сервильное христианство. "Церковь ничего не сделала для предотвращения Кровавого воскресенья, а Николай II теперь канонизирован", - напомнил эксперт.

Историк, библеист Евгений Рашковский отметил, что вдумчивое изучение христианских текстов, как в оригинале, так и в переводах, ясно дает понимание связи между "свободой" и "сакральностью". "Кто сказал, что свобода - это только погоня за выгодой и наслаждением?" - задал вопрос эксперт, отметив, что сегодня свобода в либеральном понимании рассматривается в искаженном виде.

Жизнь и деятельность Василия Караулова полностью подтверждают слова замечательного российского мыслителя Петра Струве о том, что либерализм и есть истинный патриотизм, констатировала профессор Московского педагогического университета Ольга Жукова. Сегодня, когда либеральные идеи в России существенно дискредитированы - во многом оттого, что мало кто составляет себе труд понять их в изначальной, истинной форме - проект "Русского либерального наследия" по возвращению памяти о Василии Караулове имеет особое значение.