Готов ли Азербайджан - армия и общество этой страны - к новой войне в Нагорном Карабахе? Это ключевой вопрос, ответ на который позволяет понять, что же именно происходит за переговорным столом.

Ежедневные выступления президента Азербайджана Ильхама Алиева, министра обороны Сафара Абиева, главы МИД Эльмара Мамедъярова. чиновников из президентской администрации, целой армии "аналитиков" и "экспертов" свидетельствуют о том, что полностью готов. Свидетельствуют настолько часто и навязчиво, что начали верить в это сами и зародили зерна сомнения и беспокойства в соседней Армении.

"Азербайджан готов отвоевать свои земли в том случае, если мирные переговоры не увенчаются успехом" - ежедневно доносится из Баку. Это очевидная угроза применения силы не удостаивается критики со стороны посредников в процессе урегулирования карабахского конфликта - России, США и Франции. Да и вообще, ни одной международной организации, в том числе и СНГ с ОДКБ, в которых состоит Армения. По одной простой причине. "Бакинскую шарманку" о возможном начале войны завели сами посредники, чтобы, во-первых, скрыть собственное давление на стороны конфликта (мол, действовать надо быстро, чтобы избежать войны), во-вторых, мотивировать неминуемые стратегические уступки Еревана (мол, армяне уступили, чтобы избежать новой войны).

О том, что Азербайджан не начнет полномасштабной войны, поскольку ни армия, ни общество этой страны к ней не готовы, предпочитают молчать и в Армении. Все по той же причине - если нет угрозы, то зачем, собственно говоря, нужны все эти болезненные и рискованные маневры за переговорным столом? Властям Армении столь же сложно признаться в том, что они подвержены внешнему давлению, как и властям Азербайджана. Однако факт остается фактом, и Ереван, и Баку ведут переговоры в условиях интенсивного международного давления, с той лишь разницей, что Азербайджану в процессе отведена более выгодная роль - роль "недовольного пострадавшего", который желает восстановить свои права. А то время как Армении приходится играть роль "виноватого нарушителя", которому, как ни крути, придется первой платить неустойку.

Между тем, готов ли Азербайджан к реальной войне? Насколько азербайджанское общество лояльно Ильхаму Алиеву и правящей системе, следовательно, готово поддержать военный клич? В каком состоянии находится азербайджанская армия?

В мае этого года ИА REGNUM Новости опубликовал весьма интересный социологический опрос. Как отметило агентство, исследование было проведено в Азербайджане в интересах Государственного департамента США с 20 июня по 15 июля 2009 года и представлено в качестве отчета 8 сентября 2009 года. Нашедшие место в отчете данные, равно как и гробовое молчание, с которым они были встречены в Баку, позволяют рассчитывать, что Госдеп получил очень близкую к реальности картину.

Согласно отчету, 74,1% опрошенных респондентов считают идеальным решением карабахского конфликта - возвращение Карабаха в состав Азербайджана. При этом реальным такой сценарий урегулирования считает всего лишь 41% респондентов. То есть, 33,1% опрошенных респондентов не верят в то, что Карабах вернется в состав Азербайджана. А это слишком высокий процент сомневающихся в победе азербайджанской дипломатии или армии. Более того, оценивая наиболее реальный сценарий развития событий вокруг Карабаха, 11,7% азербайджанских респондентов указало на признание статус-кво. Примечательно, что лишь 1,4% опрошенных считает реальным вариант, фактически предложенный посредниками: освобождение Арменией оккупированных районов с сохранением коридора в Нагорный Карабах и будущим референдумом о статусе Карабаха. Можно сказать, что международные посредники проталкивают наиболее непопулярный в азербайджанском обществе вариант урегулирования проблемы. Ну а в полное восстановление Азербайджаном контроля над территорией верят лишь 9,8% опрошенных жителей Азербайджана. То есть, говорить об общественном консенсусе в данном случае не приходится. Более того, 26,3% респондентов заявило, что готово при возможности покинуть Азербайджан.

Важно также отметить, что американцы выявили процент азербайджанцев, считающих, что Россия в нагорно-карабахском конфликте занимает сторону Армении. Как оказалось, такой точки зрения придерживается 73,6% респондентов. Можно предположить, что американцы не упустят возможности преобразить этот количественный показатель в качественный уровень антироссийских настроений в Азербайджане.

С другой стороны, согласно опросу, проведенному социологической службой ADAM (руководитель Руфат Гарагёзли) в рамках проекта "Общественный Молодежный Центр" и при поддержке опять же американского правительственного фонда National Endowment for Democracy (NED), 43% молодежи Азербайджана испытывает серьезные материальные сложности. 23% молодых людей готово покинуть страну навсегда в поисках более достойной жизни - (июль 2008 г. - 16%), а 43% хотели бы покинуть страну на время (июль 2008 - 34%). 62% опрошенных констатировало, что мировой экономический кризис отразился на их социальном положении. 30% уверено, что политическая обстановка в Азербайджане напряженная. Солидарность со студентами, разогнанными при попытке провести акцию в связи с популистской инициативой властей "Праздник цветов" в день траура по погибшим в Нефтяной академии Азербайджана, выразили 51% опрошенных. При этом молодежь демонстрирует явную антипатию к членам правящей семьи - похожими на Гейдара Алиева хотят быть 6% опрошенных, Ильхама и Мехрибан Алиевых, соответственно, по 4%. В итоге, 35% азербайджанской молодежи вообще не интересуется политикой.

Армянский социолог Агарон Адибекян считает, что если в Азербайджане провести соцопрос на тему: хотите ли Вы возобновления военных действий, картина будет примерно такой: 2/3 респондентов будет против войны, около 10-15 процентов не найдет ответа и лишь 20%, в основном это будут беженцы, покинувшие свои дома, ответят "за". Судя по всему, прогноз Адибекяна весьма реалистичен.

Касательно возможности блицкрига в карабахском направлении, эксперт Внешнеполитического совета США Уэйн Мерри в свое время заявил следующее: "в последнее время в Азербайджане открыто обсуждают военные пути разрешения конфликта, однако победа Азербайджана в этом случае исключается. Нагорный Карабах являет собой неприступную крепость, еще более укрепленную армянскими военными подразделениями. Даже американская армия столкнется с трудностями при атаке этой крепости". По словам Мерри, такое мнение превалирует и в Пентагоне. "С точки зрения боевой подготовки армянские подразделения во много раз превосходят противника. Не секрет, что у армян есть армия, а у Азербайджана - только вооруженные силы", - считает эксперт. Он отметил также, что в случае, если конфликт снова вступит в военную фазу, армянам для победы надо будет всего лишь защитить Карабах, между тем Азербайджану нужно будет занять всю его территорию, что практически невозможно. А значит, "говоря военным языком, Баку идет на риск эскалации военного конфликта, ответственность за недопущение которого несут члены Минской группы ОБСЕ".

Экспертный пессимизм относительно способности Азербайджана решить карабахскую проблему военным методом подкрепляется периодическими сводками о дедовщине и убийствах офицеров в азербайджанской армии. Министерство обороны Азербайджана вынуждено весьма часто комментировать подобного рода события, что совершенно не гармонирует с речами руководителя этого ведомства о готовности армии страны к полномасштабным военным действиям. Недавно российскими СМИ ретранслирована информация азербайджанских источников о вопиющем инциденте, когда в Азербайджане был изнасилован целый взвод, а его командиры расстреляны. Бакинский Военный суд по тяжким преступлениям вынес приговор солдатам, обвиняемым в систематическом изнасиловании своих сослуживцев, убийстве командира взвода и его заместителя. По этому уголовному делу в качестве пострадавших проходили 28 человек. Не стоит доказывать, что в карабахской армии такие инциденты исключены, поскольку она действительно пребывает в режиме боевой готовности.

Специалисты минобороны Армении в приватных беседах указывают, что на данный момент азербайджанская армия способна лишь обстреливать армянские позиции с дистанции, нанося при этом ощутимый урон с помощью современного снайперского оружия, а также время от времени устраивать локальные провокации на отдельных участках линии фронта, подобные инциденту 18 июня. Для полномасштабного наступления по всем фронтам у Азербайджана нет ни внутренних сил, ни внешней военной поддержки.

Однако гораздо более важно понимать, что на сегодняшний день создание мощной армии, а значит и влиятельного генералитета не входит, да не может входить в планы руководства Азербайджана. Монополия авторитарной власти может быть сохранена и воспроизведена только в случае отсутствия сопоставимых по влиянию конкурирующих полюсов. Эвентуальная победа в новой карабахской войне означает появление "военного героя", что мгновенно может поставить существование режима в нынешнем его виде под вопрос. Гейдар Алиевич Алиев справился с Суретом Гуссейновым и мятежом ОПОНа, но предсказать действия нынешнего генералитета, прошедшего обучение в рамках традиций турецкой армии практически невозможно. В данном контексте весьма интересную оценку дал депутат Госдумы РФ Константин Затулин, объявленный персоной нон грата азербайджанскими властями: "Я не думаю, что династия Алиевых, пришедшая к власти в результате нагорно-карабахского конфликта, рискнет своей судьбой и судьбой Азербайджана. Ведь судьба войны на чаше весов, и надо быть очень целеустремленным, чтобы разрушить основы собственного благосостояния и получить неопределенный результат. Война может кончиться по-разному, и это в Азербайджане хорошо понимают", - сказал он. Российский депутат прав, ведь вариант поражения также не исключен, а он может вызвать такую критику клана Алиевых, результат которой также будет непредсказуемым.

Вызывают определенные сомнения и торжественные речи азербайджанских руководителей о социально-экономических успехах. Особенно, на фоне тяжелейшей ситуации в регионах страны, сложившихся в результате масштабных потопов в мае этого года. Средства, выделенные правительством на укрепление дамб и реконструкцию ирригационной системы, были расхищены и, в итоге, в мае 2010 года, согласно официальным данным, было затоплено от 50 до 110 тыс. гектаров земель и около 30 тыс. домов. В зоне затопления производилось 34% всей овощной продукции. Ущерб от потери урожая составит десятки миллионов долларов. Решением правительства жители затопленных рекой Кура сел были переселены в безводную пустыню. "Для местного населения река - это жизнь. И переселив их на сотню километров в степь, правительство обрекает их на гибель", - сказал по этому поводу депутат Панах Гусейн.

На днях в прессу просочилась информация о массовых акциях протеста и столкновениях в прифронтовом Тертерском районе. Согласно сообщениям, в центре событий были участники ваххабитского движения. Не утихают и многолетние акции протеста в Нардаране, жители которого недовольны правительством страны. Таким образом, ситуацию в Азербайджане нельзя назвать стабильной, а общество консолидированным и готовым к войне.

Тогда чего же опасается армянское руководство и почему столь послушно приближается к пропасти. Ответ здесь очевиден? В Ереване понимают, а может быть и знают наверняка, что Алиев озвучивает угрозы от имени Азербайджана, но по непосредственному поручению посредников. Это есть часть переговорного процесса, призванная зародить в армянском обществе страх, подготовить его к неминуемому и самому главному (потому что самому первому) элементу процесса - отводу войск из зоны безопасности. А дальше будет катастрофа. Как заявил председатель общественного объединения "Азербайджанская община Нагорного Карабаха" Байрам Сафаров, в настоящее время идет перепись азербайджанцев, которых Баку планирует вернуть в Карабах. "Цифры показывают, что численность азербайджанского населения Нагорного Карабаха превысила 75 тысяч человек. К примеру, если в 1989 году азербайджанцев в Шуше было примерно 22-23 тысячи человек, то сегодня этот показатель достиг 30 тысяч. В данной ситуации нужно составить точный список населения, чтобы устроить процесс организованно. Работа продолжается, готовим список и разрабатываем порядок возвращения населения", - сказал он.

Очевидно, если Азербайджан согласился с проведением нового референдума в Нагорном Карабахе, то он постарается к моменту его проведения обеспечить условия для получения необходимого результата голосования или же сорвать сам референдум. Почему Россия и США не навязали абхазам, осетинам и косоварам повторный референдум, который те должны были провести после возвращения грузин и сербов, а признали их под протесты бывших метрополий?! Почему Карабах должен быть образцовым в этом плане?! Вот вопросы, которые Еревану следует адресовать международным посредникам. Но армянские руководители предпочитают молчать и ждать, пока армянское общество на 100% поверит в миф о боевом и экономическом превосходстве Азербайджана. Ведь только в этом случае оно будет безропотно взирать на реализацию Мадридских принципов - сдачу территорий Азербайджану без каких-либо гарантий независимости Нагорного Карабаха.

Очевидно, Ильхаму Алиеву нужна именно дипломатическая победа, одержанная в результате политического процесса, начатого лично его отцом и завершенного лично им - БЕЗ ПОТЕРЬ, БЕЗ СТРЕЛЬБЫ, которая может привести к появлению нового лидера или реабилитации старых персонажей. Такая победа обеспечит власть этому клану на полвека вперед. Есть поговорка - у победы 100 отцов, а поражение - круглый сирота. У победы, которая нужна Ильхаму Гейдаровичу, должен быть только 1 отец и еще 1 дедушка. А поражение 1994 года - все равно сирота. Следовательно - уступки Армении - дар в копилку власти клана Алиевых.