"Складывается впечатление, что газовое противостояние Москвы и Минска завершилось", - заявил 2 июля корреспонденту ИА REGNUM Новости старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Работяжев.

"Обе стороны пошли на компромисс. С одной стороны, Белоруссия выплатила свой долг "Газпрома", с другой - Минск оплатил газ, поступивший в Белоруссию в мае по контрактной цене. С другой стороны, Россия выплатила свой долг за транзит газа, который от неё потребовал Александр Лукашенко и согласилась на повышение транзитного тарифа в обмен на то, что Белоруссия увеличила оптовую наценку на газ", - отметил Работяжев.

"Изначально ставка транзитного тарифа оставалась на уровне $1,45, и контрактом было предусмотрено её повышение до $1,88, но только в случае повышения оптовой цены газа на внутреннем рынке. Поскольку повышения цены в этом году не было, то "Газпром" считал, что транзитный тариф остаётся прежним. В результате Белоруссия увеличила оптовую наценку, "Газпром" признал новый транзитный тариф, и, похоже, газовая война закончилась. Газ беспрепятственно поступает через Белоруссию в Европу. То есть, было достигнуто урегулирование", - отметил эксперт.

По его мнению, "Газпром" не стал чрезмерно давить на Белоруссию, во-первых, из-за того, что опасался начала массированного отбора идущего в Европу газа со стороны Лукашенко, а, во-вторых, по той причине, что "газовые войны", ведущиеся летом, не слишком эффективны, так как потребность потребителей в газе в это время года ниже, чем зимой.

"С другой стороны, Лукашенко также был заинтересован в компромиссе, поскольку экономическая ситуация в республике достаточно тяжёлая, и если бы в Белоруссию перестал поступать российский газ, то произошло бы вообще неизвестно что. Экономические последствия могли бы быть очень серьёзными, а учитывая, что скоро президентские выборы, Лукашенко совсем не нужны такие потрясения. Он также заинтересован в том, чтобы конфликт как можно быстрее прекратился", - сказал Работяжев.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости, связано ли последнее снижение экспортных пошлин на нефть исключительно с конъюнктурой мировых рынков, или же Россия таким образом предоставила Белоруссии определённые преференции в важном для Минска вопросе, эксперт сказал: "Вчера вступил в действие Таможенный кодекс, который пока распространяется на две страны. Пока непонятно, когда Белоруссия к нему присоединится. Думаю, здесь работают оба фактора. Геополитический расчёт тут тоже есть. Москва будет и дальше пытаться вовлечь Минск в свой геополитический проект, от которого она не откажется".