18 июня около 23:30 в районе села Чайлу на территорию Нагорно-Карабахской Республики вторглась вооружённая азербайджанская диверсионная группа. В результате столкновения, с армянской стороны 4 погибших и 4 раненых. Азербайджанская диверсионная группа отступила, оставив тело убитого солдата. Об этом сообщила пресс-служба министерства обороны Армении со ссылкой на минобороны Нагорного Карабаха.

"Азербайджан пошел на открытую провокацию. Перед каждой встречей на высшем уровне с президентом Армении, Баку пытался при помощи провокационных заявлений, угроз о войне сорвать переговоры. Видимо убедившись, что им это не удается, азербайджанцы на этот раз, сразу после трехсторонней встречи 17 июня на высшем уровне, пошли еще дальше - на открытую провокацию. Кстати, это тоже азербайджанский вероломный почерк - нападать под покровом ночи. В результате есть убитые и раненые. Вооруженные силы Нагорного Карабаха отбили эту атаку. Очевидно, что это заранее задуманная и спланированная акция. Это еще раз показывает истинное лицо Баку, который делает все возможное, чтобы сорвать переговорный процесс", - заявил министр иностранных дел Эдвард Налбандян.

Сообщения армянской и азербайджанской сторон об инциденте, как это обычно бывает во время нарушения режима прекращения огня, диаметрально противоположны, однако на этот раз ситуация резко отличается от ставших уже обычными пограничных инцидентов как числом жертв, так и тем политическим фоном, на котором это произошло. Если рассмотреть произошедшее более детально и в контексте как предваривших инцидент событий, так и различных сообщений и комментарий, то складывается любопытная картина.

Премьер-министр России Владимир Путин 8 июня в Стамбуле заявляет: "Конфликт должны урегулировать Армения и Азербайджан путем переговоров, а посредники должны просто помочь им". "Два народа должны достичь примирения путем действительного диалога. Армения и Азербайджан должны решить, каким является выгодный для них вариант. Мы должны быть терпеливыми и сближать наши позиции. Россия продолжает оказывать поддержку, и мы не можем оказывать на кого-либо давление". То есть, российский премьер предложил посредникам отойти и оставить Армению и Азербайджан одних, лицом к лицу.

В тот же день, 8 июня, Милли Меджлис Азербайджана принимает Военную доктрину республики, в которой названа страна-враг - Армения. "Вследствие продолжающейся со стороны Республики Армения оккупации части территории Азербайджанской Республики и отказа освободить захваченные земли в рамках урегулирования проблемы политическим путем Азербайджан оставляет за собой право в соответствии с нормами и принципами международного права использовать все необходимые средства, включая и военную силу, с целью восстановления своей территориальной целостности", говорится в Доктрине.

Через 9 дней, 17 июня, в Константиновском дворце Санкт-Петербурга состоялась трехсторонняя встреча президентов Армении, России и Азербайджана. По сообщению пресс-секретаря президента РФ Натальи Тимаковой, "президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян подтвердили готовность к продолжению диалога по согласованию Мадридских принципов урегулирования нагорно-карабахской проблемы". "Отмечено сближение позиций сторон по ряду спорных положений текста основных принципов урегулирования", - сказала Тимакова, отметив, что на трехсторонней встрече были рассмотрены узловые проблемы нагорно-карабахского урегулирования.

Далее последовали заявления глав МИД Армении и Азербайджана. В заявлении Эдварда Налбандяна говорилось, что "встреча является продолжением предыдущих переговоров, которые до сих пор проходили между тремя президентами. "Сегодня в ходе переговоров было зафиксировано то, чего достигли стороны в ходе переговоров. Сегодня была достигнута договоренность продолжать переговоры именно на этой основе. Президенты поручили министрам продолжать совместную работу. Активная работа будет проводиться также с сопредседателями", - заявил Налбандян.

Заявление официального представителя МИД Азербайджана Эльхана Полухова имело несколько иной акцент. Кроме дежурных фраз о "значении переговорного процесса и встреч президентов", была и такая: "Азербайджанская сторона хотела бы, чтобы Армения более ответственно подходила к переговорному процессу по карабахскому урегулированию, - сказал он. - Пришло время, чтобы армянская сторона осознала необходимость перевода количества встреч по данной проблеме в качество". Он отметил также, что в ходе переговоров состоялся "интенсивный обмен мнениями".

Еще один немаловажный факт. Президент Азербайджана, прибывший в Санкт-Петербург для участия в Международном экономическом форуме, сразу после трехсторонней встречи и встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, вдруг спешно возвращается в Баку еще до его открытия.

В свете последних событий в Карабахе, наиболее любопытными, среди комментариев армянских СМИ к трехсторонней встрече президентов, представляются, пожалуй два. Приведем их.

"Судя по всему, состоявшаяся в Санкт-Петербурге трехсторонняя встреча президентов Армении, России и Азербайджана ни к чему не привела. Азербайджан исключает возможность полной независимости Нагорного Карабаха, а армянская сторона говорит, "если вы исключаете такую возможность, то по остальным пунктам Мадридских принципов мы ничего делать не будем". Алиев идет на откровенный демарш - покидает Санкт-Петербург, якобы он обижен тем, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ, и особенно Россия, не оказывают давления на Армению. Так что, можно не сомневаться, что начиная с завтрашнего дня милитаристские заявления в Азербайджане начнут звучать с новой силой. Вообще же, политическая ситуация последних месяцев показывает, что Азербайджан готовится к войне, и все свои шаги он направляет на то, чтобы оправдать свой шаг в глазах мировой общественности. Проще говоря, если прежде Азербайджан пытался убедить мировую общественность, чтобы та оказала на Армению давление, то теперь уже ту же общественность убеждает в том, что другого выхода, кроме войны, у него нет, и что во всем этом виновата Армения. Что в такой ситуации делать Сержу Саргсяну? Ответ один: в переговорном процессе не делать ничего абсолютно - время для того, чтобы что-нибудь делать, безвозвратно упущено. А вот внутри страны ему надо готовиться к войне". ("Чоррорд Инкишханутюн")

Дипломатические источники газеты "Грапарак" сообщают, что "в Санкт-Петербурге российская сторона обсуждала с Сержем Саргсяном возможность сдачи на первом этапе районов Агдама, Физули и Зангелана с тем, чтобы в этих районах и в самом Нагорном Карабахе расположились бы российские миротворцы. Взамен, пишет газета, было обещано, что этим районам будет придан статус Комитета Особого Управления периода Аркадия Вольского в 1988 года".

Приведем также комментарий Станислава Тарасова ИА REGNUM Новости, где он в качестве одного из сценариев приводит "согласие Еревана принять подготовленный еще в 2009 году обновленный вариант Мадридских принципов с промежуточным статусом Карабаха, и освобождением ряда районов Азербайджана". По его мнению, то, что до последнего времени именно на этом направлении осуществлялась закулисная дискуссия, свидетельствует намек президента РФ Дмитрия Медведева на пресс-конференции в Анкаре, когда он отказался детально говорить о "двух-трех или нескольких районах Азербайджана". "Если действительно прорыв осуществляется в сторону такого сценария, то неизбежно возникает проблема мотивации действий Еревана: или он сдает позиции без каких-либо особых предварительных условий, либо такие условия существуют, но о них предпочитают пока не говорить публично. В этом смысле возобновление трехстороннего диалога Медведев-Алиев-Саргсян, как и в будущем двусторонние саммиты Алиев-Саргсян, являются логичным процессом. В то же время необходимо иметь в виду еще одно обстоятельство. Исторический опыт показывает, что диалог в формате Азербайджан-Армения при посреднических усилиях самого разного формата может рассматриваться сторонами как устраивающая друг друга пауза. Армения, соглашаясь на переговоры, снимает на определенное время с повестки дня силовой вариант урегулирования проблемы. Азербайджан рассматривает этот факт как тактический успех. Но при этом стороны продолжают выжидать, переоценивают ход событий для того, чтобы выработать иную логику и другую мотивацию в своих дальнейших действиях. Так что интрига, образовавшаяся вокруг саммита в Санкт-Петербурге, в скором времени будет иметь свое продолжение".

Теперь, пожалуй, можно вернуться и к самому инциденту, который произошел сразу после возвращения Алиева в Баку. Если исключить возможность случайности такого совпадения, а, по крайней мере, армянская сторона такую случайность исключает, то остаются два варианта:

1. Итоги переговоров в Санкт-Петербурге были настолько неудовлетворительными для Азербайджана, что он решил обострить ситуацию, заострить внимание мировой общественности на конфликт и, одновременно, прощупать ее реакцию на случай, если Баку решится на его силовое решение. О таком варианте свидетельствует, в частности, заявление официального представителя МИД Азербайджана Эльхана Полухова о том, что "такого рода случаи показывают, что азербайджано-армянский, нагорно-карабахский конфликт не является замороженным, как этого хотелось бы армянской стороне". "На сегодня мы имеем острый вооруженный конфликт и такого рода столкновения показывают, что азербайджанская сторона никогда не смирится с оккупацией своих территорий", - отметил он. Такое заявление фактически подтверждает, что инцидент не был случайным и, что Азербайджан признает свою ответственность за него. А если это так, то теперь Баку остается ждать откликов с международной арены, и именно от них будет зависеть, повторятся ли подобные провокации в ближайшем будущем или решится ли Баку на более масштабные действия.

2. В Санкт-Петербурге была достигнута определенная договоренность по обновленным Мадридским принципам, в частности, по "двум-трем или нескольким районам Азербайджана". В таком случае, "особыми предварительными условиями", о которых, по словам Тарасова, "предпочитают пока не говорить публично", может стать договоренность о сдаче этих районов путем отступления в результате вооруженного конфликта. Это же, кстати, подтверждает и поспешность, с которой Баку пошел на такой шаг - предположительно, пока армянская сторона "не передумала". В данном контексте, привлекает внимание и тот факт, что, согласно официальному сообщению пресс-службы президента Армении, Серж Саргсян свое заявление по инциденту сделал "после краткой беседы тет-а-тет с Дмитрием Медведевым". Примечательно также и то, что никакого заявления до сих пор не сделал сам президент Нагорного Карабаха Бако Саакян. Имеет смысл обратить внимание также на заявление начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдара Сабироглу: "Действительно, около 12 часов ночи в данном направлении произошла перестрелка, и был продолжительный бой. В целом, такие перестрелки в последнее время происходят часто. На этот раз армянские вооруженные формирования отступили, понеся большие потери. Однако привлекает внимание то, что враг впервые вынужден, открыто признать свое поражение в бою. Это очень интересно, так как обычно армяне стараются скрыть свои потери. На наш взгляд, здесь нет нужды искать какие-либо причины".

Предположение о возможной договоренности подтверждает и результат инцидента, в котором нападающая сторона, причем - малочисленная, вопреки всем канонам ведения наземных военных действий, понесла меньшие потери, чем обороняющаяся: с армянской стороны 4 погибших и 4 раненных, с азербайджанской - 1 погибший. То есть, фактически, в инциденте продемонстрирована слабость армянской стороны, что и было подчеркнуто Сабироглу. Подобное положение может стать обоснованием для мотивации сдачи районов желанием избежать дальнейших и гораздо больших жертв. В пользу такой версии может говорить и тот факт, что гипотетическое согласие руководства Армении мирно вернуть районы "два-три или несколько районов Азербайджана" - равноценно политическому самоубийству.

Какой из рассмотренных вариантов соответствует действительности покажет реакция международной общественности. Человеческие жизни, ставшие жертвой этого инцидента, требуют серьезнейшего осуждения, вплоть до санкций. Если такое осуждение последует, и в первую очередь - со стороны России, то об инциденте можно говорить, как о нервной реакции Азербайджана на неудовлетворительный итог петербуржской встречи. Если же по итогам такого инцидента прозвучат дежурные слова о "необходимости соблюдать режим прекращения огня, о недопустимости человеческих жертв, продолжении мирных переговоров" и пр., то с большой долей вероятности можно будет заключить, что так называемые обновленные Мадридские принципы с Арменией уже согласованы, и "особыми предварительными условиями" для их выполнения являются военные действия с заранее известным исходом.