«Объем IT-рынка России — 30 млрд долларов, из них 24 — это импорт, что делает отрасль уязвимой», — заявил на недавнем заседании Президиума РАН директор Научно-исследовательского института системных исследований (НИИСИ), академик РАН Владимир Бетелин. В условиях санкций и угроз проблема компьютерщиков — защита от «закладок», от проникновения и воздействия на систему. Причем, важно иметь такую защиту не только в военной, но и в гражданской инфраструктуре РФ, считает академик.

Сегодня наша IT-отрасль — это все та же отверточная сборка. Заявленные как бы отечественные разработки, типа Baikal-T1 таковыми не являются, отметил ученый. Изготавливаются они за рубежом, «из не наших, купленных блоков». А что это значит? Что они уязвимы. Нет — твердят разработчики — мы знаем исходные коды, поэтому все под контролем. «Если говорить о безопасности, — подчеркнул Владимир Бетелин, — то авторы, видимо, еще не совсем поняли, что безопасность не в том, что у нас есть исходные коды, а что они есть там. Нам, чтобы в них разобраться, нужно много времени, а они уже разобрались. В этих кодах есть уязвимости и ошибки, которые опасны».

Кроме того, ключевой фактор развития — технологии и технологические процессы. По словам ученого, это основа, которой у нас нет, а есть только обслуживание чужого оборудования. «Что такое импортозамещение? Нам надо получить продукты, адекватные не только по функциональности — мегабайты и т.п. — должны быть отечественные эквивалентные технологии, разработки, поставки, сопровождение», — подчеркнул Бетелин.

Глава РОСНАНО обещает догнать и перегнать Google, как было им заявлено журналу «Коммерсант-деньги», за 20 лет (!). Именно такой срок нужен, чтобы реализовать проекты, которые есть в России. «Система расписывается в беспомощности», — считает академик и убежден, что это плоды политики, проводимой с 90-х годов: «государство отойди, рынок все сделает сам». Он привел в пример Китай, компанию Huawei. Она была создана в 1987 году при поддержке государства. В 2005 ее оборот был 8,2 млрд долларов, сейчас — 34, 5 млрд. «Это ведущая телекоммуникационная компания мира, — подчеркнул ученый — это можно сделать. Государство в Китае поддерживало компанию. А у нас основная идея — государство отойди, рынок все сделает. Эта идея, как была в 1991 году заложена, так и осталась».

Почему опасна лицензионная продукция?

«Корпорация Intel официально заявляет, что продукты, описанные в документации, могут содержать ошибки, которые могут вызвать отклонение в поведении продукта от поведения, описанного в спецификации, это так называемая недекларированная возможность», — слова академика Бетелина. Ошибки, конечно, бывают. Но разные. Важно то, что у процессоров компании есть так называемая архитектурная ошибка, которой уже 18 лет. «Она дает возможность создать вечный вирус, т. е. это полное владение системой, — Коррекцию Intel предложил, но об этом факте никто 18 лет не знал!» Сегодня появились новые вирусы — целевые. Они настроены на то, чтобы разрушить инфраструктуру жизни. Главная их задача — скрытно пройти и поразить то, что нужно. «Банальные вирусы поражают все, а этот ищет, — подчеркнул Бетелин, — поэтому угроза атак в этом и состоит». Он уверен, что «продукты могут обладать не декларируемыми возможностями, возможен несанкционированный доступ к критическим ресурсам», а идея, «что мы закрутим, замотаем — утопия, так не бывает».

Что могут предложить ученые РАН?

Как Ленин сказал в свое время замечательную фразу — «Есть такая партия!» — так и академик Бетелин рассказал о том, что в НИИСИ РАН создан микропроцессор, который является, действительно, защищенным. Он чисто наш, без импортных компонентов. «Что такое отечественное, — подчеркнул он, — это когда мы полностью владеем технологией, проектированием и производством. Задача состоит в том, чтобы не ловить вирусы, а «обеспечить выполнение миссии системы независимо от природы уязвимости». В разработанной системе — микропроцессоре — нет ни одного чужого транзистора, их примерно полмиллиарда. Создан так называемый моноблок, где стоит один чип, два ядра, 64-разрядных, полностью отечественной разработки. Аппарат имеет встроенную систему защиты. Задача состоит в том, чтобы получить серию продукта, а не просто ОКР. Если будет серия, то и стоимость будет сопоставима с тем, чтовыпускает Intel. «В США сразу известно, какая будет серия, тогда можно говорить о цене», — заявил академик. И добавил, что информация о разработке висела на сайте месяц, его весьма активно посещали пользователи, причем, из Европы и США.

Возвращаясь к сравнению с Intel, директор НИИСИ РАН добавил, что хорошие стоимостные показатели обеспечивает компании огромное финансирование: 100 млрд долларов в год, наличие фабрик и т.п. Однако их продукт не имеет такой защиты, как разработанный в институте Академии наук. Получается примерно так: у них дешевизна, у нас — защита.