Khamenei.ir

Министры предупредили Рухани

Четыре министра действующего иранского правительства написали совместное открытое письмо президенту Хасану Рухани. Письмо датировано 9 сентября текущего года, однако опубликовано агентством Mehr News лишь 4 октября. «Если не принять срочные меры в экономике страны, то застой перетечет в кризис», ­ — предупреждают министры. Под совместным письмом стоят подписи министра обороны Хосейна Дехгана, министра промышленности и торговли Мохаммада Резы Нематзаде, министра труда Али Рабии и министра экономики и финансов Али Тайебнии. Публикация письма вызвала широкую волну обсуждений в иранских СМИ.

В письме приведена статистика падения цен на рынке капиталов в области нефтехимии, основных металлов, нефтепродуктов, добычи металлов, банков, кредитных учреждений, а также других отраслей экономики ИРИ. «За прошедшие 19 месяцев рынок обрушился на 42%», — говорится в письме. Министры отмечают негативное влияние роста курса доллара на повышение продовольственных цен. Помимо экономической статистики, в письме сделано важное политическое заявление: «Некоторые принятые решения и политическая несогласованность в действиях ведомств оказывают негативное влияние на экономику». Это заявление можно расценивать как негласный сигнал верховному лидеру Али Хаменеи и Корпусу стражей исламской революции (КСИР), которые контролируют ключевые отрасли в экономике Ирана.

6 октября пресс-секретарь правительства Ирана Мохаммад Багер Нобахт заявил в ответ на вопрос об инициативе министров: «В этом письме затронуты исключительно вопросы рынка капиталов и биржи». «Это письмо — всего лишь послание, а не программа действий», — цитирует пресс-секретаря Mehr News. М. Нобахт негативно отреагировал на публикацию письма в СМИ: «Если бы эти министры со мной посоветовались, я бы все с ними обговорил. Нет никакой необходимости в том, чтобы иностранные СМИ обсуждали и анализировали письмо. Разве это нам нужно чтобы весь мир обсуждал, что происходит в наших внутренних делах?», — добавил он.

По оценке члена комиссии Меджлиса Ирана по вопросам бюджета Джафара Гадери, послание можно разделить на две части. «В первой говорится о трудностях, связанных с ростом цен, в связи с проводимой денежной, финансовой, торговой, ценовой и таможенной политикой. Это создает сложности на биржевом, денежном и товарном рынках. Во второй ­ — предупреждают о существующей несогласованности действий в экономической системе правительства», — отметил парламентарий в беседе с газетой Jamejam Оnline.

Больший политический вес этому письму придала подпись министра обороны ИРИ. «Подпись министра обороны под этим письмом служит посланием иранским высокопоставленным политикам и учреждениям. Ухудшение экономической ситуации может привести к кризису безопасности из-за миграции или массовой бедности населения», — резюмирует Shargh Daily. Очевидно, что рост нестабильности по периметру иранской границы и действующие санкции негативным образом влияют на экономику республики. Все это отражается и на обострении внутриполитической борьбы внутри пока еще незыблемой системы.

«Нет переговорам с США!»

7 октября в Тегеране состоялась встреча верховного лидера Ирана Али Хаменеи с командирами и сотрудниками военно-морских сил Корпуса стражей исламской революции. Об этом сообщает официальный сайт рахбара ­ — Khamenei.ir. В ходе своего выступления Хаменеи подчеркнул важность обеспечения национальной безопасности: «Если мы не обеспечим свою безопасность, то ни о какой экономике, культуре, личном счастье и всеобщей социальной справедливости не может быть и речи». Рахбар подчеркнул важность обеспечения безопасности морских границ. Для повышения обороноспособности страны проводимые военные учения должны максимально приближены к боевым условиям.

В своей речи верховный лидер Ирана затронул ряд внешнеполитических вопросов. «Как они проводят свою политику в нашем регионе, вы можете наблюдать к востоку от наших границ в Ираке, в Сирии либо к западу — в Афганистане, в Пакистане. Человеческая жизнь для них ничего не стоит. Они заявляют о соблюдении прав и свобод человека. Однако, что мы видим на деле? Бомбардировка больницы и десятки не повинных ни в чем убитых. На что они после говорят: «Извините, мы просто ошиблись», — прокомментировал последние события Хаменеи.

По его словам, Тегеран «не против переговоров и развития отношений с зарубежными столицами». «Сейчас мы ведем переговоры со многими странами по всему миру. Мы встречаемся с представителями европейских государств, стран Латинской Америки и не видим в этом никаких проблем. Однако мы выступаем против переговоров с Соединенными Штатами», — заявил рахбар. — «Выстраивание отношений между США и Ираном — подготовка почвы для дальнейшего влияния на нашу страну. В дальнейшем они попытаются оказать влияние на экономику, культуру, политику и безопасность республики. Переговоры с США под запретом. Поскольку они не только не принесут никакой пользы, но нанесут неоценимый вред». Действия противника направлены на изменение революционных и религиозных убеждений народа, уверен Хаменеи. Лидер ИРИ также напомнил о попытках американцев оказывать влияние на иранских дипломатов в ходе переговоров по ядерной программе в Вене.

3 октября командующий военно-морскими силами КСИР контр-адмирал Али Фадави заявил, что «конфликт между США и Ираном никогда не заканчивался». «На протяжении многих лет США — главный инициатор шагов, направленных против Ирана», — цитирует иранского военачальника агентство Mehr News. Поскольку американцы понимают исключительно язык силы, то Иран постоянно укрепляет свою обороноспособность. «На сегодняшний день Иран обладает такой силой и возможностями, что враг даже подумать не может о возможной конфронтации с Ираном», — добавил Фадави. Столь явный антиамериканизм — обычное дело для силового блока иранской элиты.

Эти заявления перечеркнули попытки установить контакты, предпринятые президентом Хасаном Рухани во время визита в Нью-Йорк для участия в работе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В преддверии сессии Рухани провел встречу с руководителями торгово-экономических и промышленных американских компаний. «Снятие санкций с Ирана создает новые экономические и политические условия в нашей стране. Компании должны воспользоваться ими», — приводит слова президента каналPress TV. По мнению Рухани, налаживание экономического сотрудничества — важный шаг для снижения напряженности в американо-иранских отношениях. «Никаких преград для присутствия американских компаний нет», — добавил он. Контраст в позиции двух негласных сил в политической системе современного Ирана очевиден.

Российская и Британская империи. Персидский компромисс

Вброс американской телекомпании CNN о падении ракет Каспийской флотилии на территории ИРИ обращает историков и экспертов к аналогиям начала ХХ века, когда началось обострение в русско-английских отношениях по причине успешных шагов русской дипломатии в Иране (соглашения о займах, таможенном тарифе, строительство дорог). Иранский вопрос становится предметом оживленного обсуждения в британском парламенте и прессе. Толчком к сближению позиций двух империй послужили революционные события в Персии и усиление германской экспансии на Ближнем Востоке, связанное со строительством Багдадской железной дороги.

Однако поражение в русско-японской войне и последовавшая Первая русская революция ослабили политические позиции России в Персии. По оценке востоковеда Людмилы Кулагиной, «одной из важных причин того, что Россия пошла на соглашение с Англией была и практическая невозможность проводить старый курс экспансии на азиатских границах и продолжать борьбу с Британией в тех же формах, в каких она велась до этого времени». Интересный факт: для оказания влияния на иранское руководство Британия активно использовала недовольство политикой шаха, которое зрело в рядах шиитского духовенства.

31 августа 1907 г. в Санкт-Петербурге министр иностранных дел Российской империи Александр Извольский и посол Великобритании Артур Никольсон подписали соглашение об Иране, Афганистане и Тибете. Согласно документу о разделе сфер влияния, в Иране северная часть страны (Азербайджан, Курдистан, Зенджан, Гилян, Керманшах, Хамадан, Мазендаран, Столичная провинция, Семнан, часть Исфахана и Хорасана) объявлена российской сферой влияния. В английскую сферу влияния вошла юго-восточная часть Ирана (Систан, восточная часть Хормозгана и Кермана, юго-восточные районы Хорасана). Расположенная между ними часть Ирана объявлялась нейтральной зоной. Россия и Великобритания обязались не вмешиваться в экономические и политические дела друг друга. При этом стороны сохранили за собой право на получение концессий в нейтральной зоне.

Они обязывались следить за «сохранением порядка на всем протяжении этой страны», т. е. подавлять революцию в Иране. В 1910—1911 гг. США предприняли попытку утвердить свое влияние в Персии используя рост патриотических настроений во время Иранской революции 1905−1911 гг., однако Россия и Великобритания совместными усилиями подавили революцию и вытеснили американцев из страны.

В соглашении об Афганистане Россия признала его лежащим вне сферы своих интересов и обязалась воздерживаться от всяких отношений с афганским правительством иначе, как через посредство британского правительства. 20 марта 1912 года персидское правительство официально признало русско-английское соглашение 1907 года о разделе сфер влияния в Персии.