14 сентября министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф прибыл в Пекин с официальным визитом. Об этом сообщает агентство IRNA. В ходе официального визита затронут широкой круг вопросов — проблемы Ближнего Востока, укрепление ирано-китайского сотрудничества в постсанкицонный период, а также борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом. По итогам встречи главы внешнеполитических ведомства Ирана и Китая провели совместную пресс-конференцию.

mir24.tv

«Иран надеется на поддержку китайских партнеров в решении проблем ближневосточного региона» — заявил Зариф. По его словам, Тегеран и Пекин имеют общий подход в методах решения кризисных ситуации в регионе. «Я согласен с моим китайским коллегой в том, что наши страны занимают схожие позиции по региональным проблемам и выступают за решение их политическим путем. Мы должны сотрудничать с Китаем в вопросе Йемена, Сирии и Ближнего Востока в поисках политического решения существующих проблем» — добавил иранский министр. Кроме того, Зариф подчеркнул активную позицию Китая в достижении Венского соглашения. В свою очередь, глава МИД Китая Ван И выразил надежду на то, что подписание ядерная сделка поспособствует установлению мира и стабильности в регионе, а также расширению и укреплению ирано-китайских отношений.

Иран — один из крупнейших поставщиков нефти в Китай. Его доля в китайском импорте нефти составляет 9% от общего объема потребления. В этом Иран уступает лишь Саудовской Аравии (16%) и России (11%). Согласно Thomson Reuters Oil Research & Forecasts, за последние семь месяцев Китай импортировал 17,1 млн тонн иранской нефти (587 тыс. баррелей в сутки). Это на 4,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что Индия для обхода санкций, наложенных на Тегеран, расплачивалась за иранскую нефть золотом. В ряде СМИ появлялась информация о том, что Турция также покупала нефть за золото. Если Иран договорится с Китаем о золотом нефтяной взаиморасчете, то данный шаг в стратегическом измерении изменит мировой нефтяной рынок, послужит примером для других крупных экспортеров.

Собрание руководства и высшего командного состава КСИР

15 сентября произошло знаковое событие во внутриполитической жизни Ирана. В этот день состоялось собрание руководства и высшего командного состава Корпуса стражей исламской революции (КСИР). На мероприятии присутствовали верховный лидер Али Хаменеи и президент Хасан Рухани. Корпус страж исламской революции — опора действующего режима в Тегеране и напрямую подчиняется духовному лидеру. Главная задача КСИР заключается в сохранении и распространении идей исламской революции.

Открыл собрание рахбар Али Хаменеи. «На сегодняшний день вражеское влияние представляет серьезную угрозу для нашей страны. Наряду с экономическими и военными угрозами, все большую силу набирают попытки влияние на умы, культуру и политический строй Ирана» — цитирует Хаменеи Habar Online. Говоря о главной цели «врагов исламской республики», духовный лидер подчеркнул, что она направлена «на изменение революционной ментальности иранского народа». В завершении своего выступления Хаменеи отметил, что «всем силам в Иране необходимо находиться в состоянии постоянной готовности, поскольку после окончательного снятия санкций Запад приложит большие усилия для распространения своего влияние».

Схожие мысли высказал командующий КСИР генерал Мохаммад Али Джафари. «В настоящее время главные угрозы исламской революции представляют новые инструменты и методы воздействия, т.н. «мягкая сила», — приводит слова военного официальный сайт КСИР Sepahnews, — Наряду с усилением военного потенциала, главной задачей КСИР становится систематическое укрепление духовности и культуры иранского народа». Джафари сделал особый акцент на необходимость работы с молодежью, с целью не допустить «пагубного влияния Запада на нее».

В свою очередь, президент Хасан Рухани отметил ключевую роль КСИР в сохранении стабильности и обеспечении безопасности в стране. «Несомненно, что КСИР самый известный орган, отвечающий за сохранение достижений исламской революции. Однако, помимо КСИР, не меньшую роль в укреплении иранского строя играют парламент, Высший совет по национальной безопасности, вооруженные силы Ирана и другие органы, предусмотренные конституцией страны», — цитирует президента FarsNews.

Выступления ключевых политических фигур демонстрирует опасения и переживания, существующие в руководстве страны. Очевидно, что снятие санкций не только откроет возможности для развития экономических и торговых отношений Ирана со странами Запада, но и сделает Тегеран более уязвимым с точки зрения культурно-политического проникновения иностранных держав. Устоит ли исламская республика, сохранив незыблемость революционной идеологии? Пока нет однозначного ответа на этот вопрос, от которого зависит не только территориальная целостность Ирана, но и судьба всего Ближнего Востока.

Иранский газ стучится в Европу?

13 сентября в Wall Street Journal вышла статья, в которой говорилось об усилении иранского присутствия на газовом рынке ЕС. По оценкам Европейской комиссии по делам энергетики и защите климата, к 2030 году Иран может стать крупнейшим поставщиком природного газа в страны союза. Ожидаемые объемы поставок — 25−35 млрд кубометров в год. Эти планы связаны с постсанкционным периодом, который откроет ИРИ и Евросоюзу новые возможности для сотрудничества. В Брюсселе планируют, что увеличение импорта иранского газа снизит зависимость от России. Однако, исходя из объемов поставляемого газа из России 130 млрд кубометров в год, Москва останется главным поставщиком энергоресурсов в Старый Свет.

По уровню запасов газа Иран находится на втором месте в мире (после России) — они составляют 34 трлн кубометров, или около 17% мировых запасов. «Иран способен поставлять в Европу около 30 млрд кубометров газа в год. Мы надеемся, что в ближайшее время совместно с Еврокомиссией будут созданы все необходимые условия для достижения заявленных объемов к 2030 году» — заявил в интервью Donya-e Eqtesad глава Национальной иранской газоэкспортной компании Азизолла Рамезани.

4 сентября еврокомиссар по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Каньете провел встречу с представителями крупнейших европейских энергетических компаний (немецкие RWE AG и E. On, французские Total и Engie, британская ВР, англо-голландская Royal Dutch Shell, норвежская Statoil и испанская Repsol), на которой обсуждался вопрос развития отношений с Ираном в энергетической сфере.

Согласно Wall Street Journal, европейские компании планируют большие инвестиции в Иран, которые могут опередить в этом направлении Китай и США. «Мы хотим, чтобы наши компании поехали в Иран и начали вкладывать туда деньги до того, как это станут делать американцы и китайцы» — отметил Каньете по итогам встречи. Серьезность своих намерений представители ЕС продемонстрировали сразу после подписания Венского соглашения. Первой из зарубежных групп, посетивших Иран, стала делегация из Германии. За прошедшие три месяца с момента подписания ядерной сделки в Тегеране побывали также представители крупнейших энергетических компаний Европы.