Сообщения из различных регионов Турции начинают больше напоминать сводки неких военных действий. Причём 10 августа неизвестные круги дотащили волну взрывов и до Стамбула, а это означает, что дело не только в объявленных бомбардировках отрядов «Исламского государства» (ИГ) в Сирии и атаках на Курдскую рабочую партию (PKK) в Ираке и юго-восточной Турции. Если трёхэтажное здание полицейского участка в стамбульском районе Султанбейли можно признать «традиционной мишенью», то обстрел здания консульства США в районе Сарыер — это нечто новое в истории современной Турции. Теракт в Султанбейли затем перерос в перестрелку с нападавшими, тут ничего сверхъестественного, но вот обстрел американского консульства… это уже акт войны, если помнить, что здания и территории иностранных дипмиссий признаны по международному праву экстерриториальными объектами, т. е. изъятыми из-под действия местного законодательства и подпадающими (частично или в полном объёме) под действие законодательства США.

Интрига поддерживается ещё и тем, что пока никто не взял на себя ответственность за описанные акты в Стамбуле. При этом Вашингтон всячески поддерживает действия Анкары против ИГ в Сирии, приглашает тем же заняться и в Ираке, однако не слишком в восторге от намерения Турции распространить «режим АТО» против курдов, даже против партизан PKK. Хотя бы потому, что в том же Ираке американские военные находятся в контакте не только с партиями и вооружёнными формированиями кланов Джелала Ат-Талабани и Масуда Барзани, но и… с командованием «пешмерга» PKK, контролирующих значительные территории в горах Кандиль и обеспечивающих американцам контакты с ведущими партиями и движениями сирийских курдов во главе с партией «Демократический союз» (PYD) и Курдским национальным советом (KNC). Турция же с двадцатых чисел июля усиленно напоминает мировому сообществу, что не только Анкара, но и Вашингтон официально признаёт PKK такой же террористической группировкой, как и джихадистов ИГ.

Курды Сирии уже в очередной раз предупредили мир и регион, что в случае турецкого наземного вторжения в Сирию они будут вынуждены дать вооружённый отпор. В принципе, так было всегда — и до активизации ИГ в Ираке и Сирии летом 2014-го, и до того, как ряд боевых групп PKK под влиянием переговоров начал выходить из Турции в горы Ирака, тем более — до кровавого теракта в курдонаселённом приграничном городке Суруч, а ведь именно тот теракт Анкара решила использовать как повод для развёртывания войны против PKK. Впрочем, учитывая ряд нюансов, война была объявлена вообще всем курдам — по крайней мере, в Турции и Сирии, ведь курдские информагентства не раз и не два уже сообщали, что турецкие ВВС под видом бомбардировок позиций боевиков ИГ на самом деле атакуют только «пешмерга» сирийских курдов. Вот почему крайне важно для последующего развития драматичности вокруг Курдского вопроса в Турции, Сирии и Ираке то, кого же решат «сделать стрелочником» по поводу нападения на консульство США в Стамбуле. Честно говоря, самим курдам, в том числе и из PKK, эта рискованная и безрезультатная акция была не нужна. А вот США и Турции подобная провокация — только на руку.

Например, если турки объявят виновными партизан из PKK, то США встанут перед дилеммой — идти в одобрении права Турции «на защиту от атак» PKK до логического конца и согласиться на её удары против курдов в самой Турции, а также Сирии и Ираке, или продолжать настаивать на своём плане турецко-курдского примирения. С другой стороны, если туркам не удастся доказать причастность PKK, то уже у США появляется возможность обвинить Реджепа Тайипа Эрдогана и его партию в том, что своей антикурдской политикой и риторикой они привели ситуацию к утрате контроля над положением в стране. А тут уже находят место и обвинения турецких силовиков в «отходе от кемализма», и фактор «учителя турецких исламистов» — Фетхуллаха Гюлена, который вроде как «встрял» в отношения Вашингтона и Анкары, и ещё многое другое. Отметим нюанс: за 4 дня до упомянутых акций в Стамбуле исследовательская компания Gezici опубликовала данные общенационального опроса, в котором приняли участие 4860 человек. Агентство Cihan сообщало, что участники опроса высказали своё мнение о последних событиях в стране, таких как текущие коалиционные переговоры между политическими партиями, а также провал урегулирования, запущенного в 2012 г. между Анкарой и курдами. На вопрос, достигла ли правящая партия Справедливости и развития (AKP) успеха в решении проблем и управлении страной, 70,9% опрошенных ответили отрицательно. Граждане выразили обеспокоенность по поводу угрозы безопасности страны. Порядка 85,5% респондентов заявили, что правительство не в состоянии полностью взять под контроль границы Турции. В общей сложности 84,2% участников опроса отметили, что не поддерживают военную кампанию против Сирии, считая подобные операции бессмысленными. Ну, а кто не в состоянии контролировать границы страны, тот не в состоянии и обеспечить безопасность иностранных дипмиссий, ведь это же так взаимосвязано…

Эрдоган и AKP в шаге от того, чтобы пойти на внеочередные парламентские выборы. А война курдам объявлена и ведётся. При этом Эрдоган заявил, что намерен даже лишить курдов возможности получить депутатские мандаты. Со временем уточнится, имеет ли в виду турецкий президент депутатов только от так называемой прокурдской Демократической партии народов Турции (HDP), или это относится и, например, к курдам из рядов эрдогановской AKP. Пока же глава HDP Селахеттин Демирташ, причём именно 10 августа, во время выступления в провинции Ван вновь призвал PKK сложить оружие и продолжить переговоры с турецким правительством. Возможно, что правящая партия (кстати, и сама испытывающая внутренние раскольнические проблемы) сумела заставить Демирташа встать в оппозицию PKK, хотя даже в июне глава HDP стоял на позиции военного крыла Рабочей партии и утверждал, что без освобождения Абдуллы Оджалана дальнейший мирный процесс невозможен. Более того, и он, и другие курды из HDP с лета прошлого года обвиняли Анкару в том же, в чём её обвиняют лидеры PKK и сирийские курды — в тайном содействии группировке ИГ. Но проблема в том, что, вступив в очередной раз на тропу соглашательства с Анкарой, Демирташ и его партия утратили и те незначительные проценты доверия, которые у них имелись перед военным крылом PKK.

Для правящей партии Турции объявить виновными в обстреле консульства США в Стамбуле именно курдов и именно из PKK — дело нетрудное, скорее всего, так и будет. Парадокс состоит в том, что это не облегчит ни внутренней напряжённости в Турции, ни ситуации в турецко-курдском противостоянии в регионе. И поэтому информационная провокация полуофициозного агентства Anadolu от 11 августа о бегстве двух турецких прокуроров Зекерия Оза и Джелала Кара, обвиняющихся в поддержке движения Гюлена и организации незаконных бандформирований для свержения правительства Турции, может стать штрихом, говорящим о том, что Анкара (или те, кто стоят за акциями 10 августа в Стамбуле) задумала взорвать не только курдонаселённые регионы Ближнего Востока, но и… Закавказье. Ведь Anadolu утверждает, что якобы Оз и Кара утром 10-го через КПП «Сарпи» бежали в Грузию, а теперь укрываются… в Армении. О том, что прокуроры находятся в Армении, сообщила и газета «Hürriyet Daily News» со слов губернатора провинции Артвин Кемаля Джирита. Газете стало известно, что Анкара связалась с властями Грузии, куда первоначально въехали Оз и Кара, и стремилась добиться их экстрадиции. При этом Служба нацбезопасности Армении не располагает никакой информацией по данному вопросу. Зная, кем направляются Anadolu и газета «Hürriyet», можно не сомневаться, что информ-вброс был выгоден Анкаре. Видимо, каким-то силам очень захотелось либо отвлечь внимание мира с Курдского фактора на Армянский, либо же «объединить» эти факторы под общим флагом «врагов Турции».