Киотский протокол отнюдь не совершенен, и должен быть подвергнут критике. Но выявить единственную истинную причину разрушения озонового слоя и изменений климата, помимо актуальной версии об антропогенном факторе, вряд ли представляется возможным. Такую точку зрения на Круглом столе в пресс-центре ИА REGNUM 27 ноября выразил заведующий лабораторией взаимодействия океана и атмосферы Института океанологии РАН, член-корреспондент РАН Сергей Гулёв.

Увязать погодные аномалии с динамикой явлений в озоновом слое, по мнению ученого, не всегда представляется возможным. Он выразил сомнение в том, что теория геолога и эколога Владимира Сывороткина является исчерпывающей. «Не думаю, что ситуации типа атмосферного блока 2010 года стоит сопрягать с озоновыми явлениями. «Я не сторонник Киотского протокола, и не сторонник или противник антропологической теории изменения климата. Изменения климата происходят тысячи лет, по разным причинам, на разных уровнях, — подчеркнул ученый. — А Киотский протокол, по сути, вообще никакого отношения к ухудшению или улучшению климата не имеет. Он предполагает сокращение выбросов в атмосферу — это верно. Но научного обоснования он не имеет».

Гулёв подчеркнул, что повышение температуры на поверхности земли и в океане тоже имеет разный характер и, очевидно, разные причины. Таким образом, делать однозначные выводы о происходящем и уж тем более делать науку инструментом политического действия сегодня невозможно и попросту вредно.

Напомним, конференция ООН по вопросам изменения климата пройдет в Париже с 30 ноября по 11 декабря. Планируется, что в ней примут участие более 25 тысяч делегатов и тысячи представителей НКО. Российскую делегацию возглавит президент России Владимир Путин. Заявленная цель мероприятия — создание системы, которая позволит возобновлять обязательства по климату. Около 150 государств накануне конференции уже заявили о том, что у них есть планы по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу.

Читайте также: Концепция «устойчивого развития» — это депопуляция и десуверенизация