"Выдвинутые грузинскими властями претензии относительно "неправомерности" проводимой ротации российских миротворцев в составе Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта вызывают в Москве глубокое недоумение", - говорится в поступившем 1 июня ИА REGNUM комментарии МИД России. ИА REGNUM приводит полный текст комментария:

"На самом деле прохождение личного состава и техники российских миротворцев через Рокский тоннель осуществлялось в соответствии с действующими решениями Смешанной контрольной комиссии (СКК). В установленном порядке дважды - 24 апреля и 11 мая - о ротации были уведомлены сопредседатели комиссии. Такая практика, которая полностью соответствует международно-правовым документам, регулирующим миротворческую деятельность в зоне конфликта, беспрепятственно осуществлялась на протяжении всего периода с момента сформирования ССПМ, то есть с 1992 года. Кстати, сама грузинская сторона неоднократно нарушала эти договоренности. Так, 27-28 мая с.г. была проведена ротация грузинского батальона в составе ССПМ в нарушение установленных сроков и без уведомления СКК.

Что касается требования грузинской стороны оформлять визы для миротворцев, то мы решительно отвергаем обвинения в том, что проведенная ротация является "вызовом Грузии, очередной демонстрацией неуважения к ней". Россия далека от намерения пытаться ущемить государственный суверенитет этой страны, унизить ее национальную гордость. Однако нельзя не учитывать то обстоятельство (а грузинские партнеры сознательно его игнорируют), что территория Южной Осетии в настоящее время неподконтрольна Тбилиси, она включает международно признанную зону конфликта, режим которой определяется и контролируется СКК и подчиненными ей ССПМ. В этих условиях абсурдно требовать получения российскими миротворцами грузинских виз для исполнения своей миссии в зоне конфликта.

Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности. Но пока эта целостность применительно к Грузии - скорее возможное состояние, чем наличная политико-правовая реальность, и создать ее можно только в результате сложных переговоров, при которых исходная югоосетинская позиция, как мы понимаем, базируется на не менее признаваемом в международном сообществе принципе - праве на самоопределение. Если грузинская сторона действительно заинтересована в согласованном решении, то путь к нему открыт через предложенную СКК работу над совместной программой урегулирования грузино-осетинского конфликта".