"Непонятно, о какой "объединенной Осетии", существующей в 1774 году, идет речь", - заявил корреспонденту ИА REGNUM замгосминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гиорги Вольский, комментируя заявление главы Южной Осетии Эдуарда Кокойты о намерении добиваться ее признания частью России в Конституционном суде РФ на основании "исторических документов" - в частности, существующего, по его словам, документа "о вхождении единой Осетии в состав Российской империи в 1774 году".

"Такого географического пространства как "Осетия" на территории тогдашней Грузии, включая современную территорию Южной Осетии, как известно, не существовало, - отметил Вольский. - Известно, что Южная Осетия, как автономная область, была создана в 1922 году, и физическая связь между Владикавказом и Цхинвали осуществляется через Рокский туннель, строительство которого было завершено в 1980 году".

"Нам думается, что мы должны возвратиться в XXI век и заняться конкретными вопросами, чтобы углубить и развить процесс мирного урегулирования и усовершенствовать, усилить те механизмы, которые у нас существуют для этой цели, - подчеркнул дипломат. - Думаю, что наша будущая встреча во Владикавказе в рамках СКК послужит дополнительным механизмом для этой цели. Кроме того, мы уже намереваемся серьезно заняться вопросами выработки законопроекта о реституции с участием всех заинтересованных сторон. Он фактически готов, но мы хотим, чтобы стороны тоже внесли свои конструктивные предложения, чтобы выработать тот механизм, который послужит развитию мирного процесса и восстановлению того доверия и любви, которые всегда существовали между нашими братскими народами".

Как отметил замгосминистра, "если уж вдаваться в глубину исторических документов и реалий", то "из истории известно, что мать Царицы Тамары была осетинкой, известно, что осетин Давид Сослан - муж Царицы Тамары - плечом к плечу с грузинами отражал нападения внешних врагов, и из исторически достоверных источников известно, что у осетин и грузин всегда были схожие политические позиции еще с давних времен". Таким образом, как заявил Гиорги Вольский, "нам нужно двигаться вперед, восстанавливать то, что утеряно братоубийственной войной 1991-1992 годов, и двигаться к тому, чтобы не быть осрамленными перед будущими поколениями".

Дипломат подчеркнул, что в настоящее время не считает нужным "давать какие-то резкие оценки и вступать в напряженную дискуссию, которая может плохо повлиять на те отношения, улучшению которых мы, во всяком случае, должны быть привержены". Касаясь перспектив инициативы Кокойты в КС РФ, он сказал, что "Россия как государство, которое в правовом пространстве известно как государство, не допускающее отклонений от международных правил и норм, наверно, даст соответствующий ответ". При этом Вольский напомнил, что российский Конституционный суд уже комментировал возможность вхождения Южной Осетии в состав РФ.

Напомним, что в августе 2004 года Конституционный суд Российской Федерации, отвечая на поданный в июле того же года депутатский запрос члена российской Государственной Думы Андрея Кокошина, заявил, что федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" допускает "принятие в состав Российской Федерации, в качестве нового субъекта, иностранного государства или его части", но "при этом требуется взаимное согласие Российской Федерации и данного иностранного государства, которое оформляется в виде международного (межгосударственного) договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта этого государства или его части, заключаемого Российской Федерацией с соответствующим иностранным государством".

"Иначе говоря, в случае возникновения вопроса о принятии в Российскую Федерацию части иностранного государства, международный договор, как обязательный элемент процедуры, заключается не с частью иностранного государства, а непосредственно с данным государством, часть которого изъявляет желание войти в состав Российской Федерации, - подчеркнул Вольский. - Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 закона, инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его и заключения международного договора, предусмотренного пунктами 2 статьи 4 закона, является данное иностранное государство, в том числе и в случае, когда речь идет о вхождении в Российскую Федерацию части этого государства. Южная Осетия - часть Грузии. Это следует из упоминания Юго-Осетинской автономной области в пункте 1 статьи 1 Конституции Грузии и того факта, что согласно Конституции Грузии, "территория грузинского государства определена по состоянию на 21 декабря 1991 года" (пункт 1 статьи 2), то есть включая бывшую Юго-Осетинскую автономную область. В пункте 2 статьи 2 Конституции Грузии определено: "Запрещается отчуждение территории грузинского государства. Государственные границы могут быть изменены только на основе двустороннего соглашения с соседним государством". Южная Осетия являлась конституционной частью Грузии, когда последняя входила в состав государства-предшественника - СССР, что было зафиксировано в статье 25 Конституции СССР 1936 года и статье 87 Конституции CCCР 1977 года. Таким образом, Южная Осетия, даже несмотря на имеющиеся у нее некоторые атрибуты самостоятельности, де-юре является частью Грузии, что неоднократно подтверждалось официальными заявлениями российской стороны. Соответственно, вопросы, связанные с ее принятием в Российскую Федерацию, как того требует Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", должны решаться с Грузией, причем по инициативе последней".