В Кургане продаются троллейбусы и закупаются низкопольные автобусы. Процесс этот неоднозначный, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

На популярном сайте объявлений вчера, 10 июля, появилось предложение о продаже 45 троллейбусов в Кургане. Каждая машина оценена продавцом в 150 тысяч рублей. «Рассмотрим любые предложения продажи троллейбусов по запчастям или целиком, Только кроме предложений на металлолом, так как сами «металлисты», — пишет автор объявления по имени Денис.

Его машины куплены ещё месяц назад у обанкротившегося электротранспортного предприятия за 3 млн 800 тыс. рублей. То есть выгода от предполагаемой продажи будет двойная. Во время аукциона за списанный электротранспорт боролись шесть претендентов. Скоро состоится продажа ещё пяти троллейбусов единым лотом в 1,8 млн рублей, сообщил Ura.ru конкурсный управляющий.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, имущество обанкротившегося курганского троллейбусного парка было выставлено на торги. Главным кредитором предприятия является управление ФНС. Горадминистрация собиралась возместить налоговикам долги в размере 45 млн рублей. Однако из-за бюджетного дефицита была не в силах это сделать. Представители города Кургана даже не явились на итоговое заседание суда. Впрочем, уже в начале этого года власти Кургана заявили, что на восстановление троллейбусного движения в городе надежды нет, зато есть перспектива наводнить город низкопольными автобусами.

МУП «Городской электротранспорт» признано арбитражным судом несостоятельным еще в июле прошлого года. До 21 января 2016 года вводилось конкурсное производство. За предприятием числится колоссальный долг — 99 млн 560 тыс. рублей. По предварительным данным, стоимость имущества банкротящегося предприятия составляет порядка 120 млн рублей.

С 29 апреля 2015 года троллейбусный парк прекратил работу из-за проблем с новым собственником тяговой подстанции № 2. МУП ГЭТ арендовал основной для предприятия объект, но не расплачивался с владельцем. Губительным для него стал высокий тариф на электроэнергию — 6,2 руб. за кВт/ ч, что в два раза выше, чем стоимость электроэнергии в соседних регионах.

Курганцы настойчиво просили сохранить троллейбусы, так как это был не только экологичный, но и социальный вид транспорта: проезд в троллейбусе стоил на шесть рублей дешевле, чем в автобусе. Кроме того, широта входа позволяла посадку для инвалидов и родителей с колясками. Горадминистрация столицы Зауралья успокаивает горожан: низкопольные автобусы лучше. Насколько? На этот вопрос ответил автор проекта «Мой Курган», известный в Зауралье блогер Роман Овчинников.

«Низкопольный общественный транспорт популяризируется сейчас по всей стране и многие города его активно закупают. Здесь и кроется ключевая проблема. Дело в том, что администрация Кургана лишь рекомендовала частным перевозчикам переходить на новые автобусы, причем в соответствии со списком желаемых производителей. Однако финансировать процесс перехода предстоит самим предпринимателям, что имеет под собой риск двукратного повышения цены на проезд. Общественный транспорт становится привлекательным? Отнюдь», — пишет Роман Овчинников.

Вторым важным моментом, который нельзя обойти стороной, является практически полное отсутствие в городе инфраструктуры для низкопольного транспорта. Речь идет об остановочных комплексах, бордюрных съездах, правильной высоты поребриках и о многом другом. Сами перевозчики недовольны рекомендациями властей, вполне справедливо считая, что город пока не готов. «По таким ухабам низкопольные автобусы не проедут. Например, на проспекте Машиностроителей из-за низкого качества дорог максимальную скорость ограничили до 40 километров в час. К тому же, когда стоимость проезда увеличили с 18 до 20 рублей, люди высказали массовое недовольство. Чтобы окупить низкопольный автобус за 6−8 миллионов, нужно поднимать тариф до 50 рублей. Такие дорогие машины без дотаций не окупить, а их нет. Неизбежно вырастут цены на проезд, либо сократится количество транспортников», — отметил один из перевозчиков Кургана Сергей Дубнянский.

В 2016 году на маршруты планируют вывести 17 новых автобусов, в 2017-м их количество увеличится до 35, а в 2018-м — до 52 единиц. Безусловно, идеальным вариантом была бы замена каждого автобуса на низкопольный, но так как это невозможно, придется выбирать. И здесь логичным вариантом выглядит идея взаимозаменяемости электротранспорта, когда новые автобусы будут обслуживать бывшие троллейбусные маршруты. Это, возможно, помогло бы решить проблему переполненности подвижного состава в Заозерном в часы пик. Важно то, что решение о замене маршрутов троллейбусов на аналогичные маршруты низкопольных автобусов принято не будет в силу их низкой рентабельности. Настолько отталкивающую чудовищную систему перевозок нужно в стране еще поискать. Но факт остается фактом».