Рациональная модель финансовых отношений между субъектами федерации и федеральным центром предполагает принцип разумной достаточности, когда в федеральный бюджет зачисляются средства в объеме, необходимом для обеспечения соответствующих полномочий. В ходе налогово-бюджетной реформы начала «нулевых» поступления в бюджеты были перераспределены между субъектами и федеральным центром в пользу последнего. Иными словами — значительная часть бюджетных поступлений стала, как пылесосом, «всасываться» в федеральный бюджет, откуда затем в виде дотаций, субвенций и субсидий частично возвращалась в бюджеты субъектов. Число регионов-доноров заметно сократилось. Такая схема лишила развитые в экономическом отношении субъекты не только средств, но и стимулов к их зарабатыванию: когда до 90% заработанного забирают, а сколько отдадут — неизвестно, прикладывать усилия не хочется: все равно большую часть заберут, заявил доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им.Г. В. Плеханова» Кирилл Парфенов, комментируя корреспонденту ИА REGNUM решение правительства РФ об установлении лимита регионам России по госдолгу.

cloudberrystudio.ru
Колдовство

«Дополнительный удар по региональным бюджетам нанес плохо продуманный механизм исполнения майских указов президента России, когда реализация безусловно важных социальных идей была практически полностью возложена на бюджеты субъектов федерации, и без того достаточно «тощие». В результате многие из них были поставлены перед выбором: либо не выполнить указы президента, либо брать кредиты в коммерческих банках. В результате возникла дополнительная статья расходов. Например, более двух процентов дефицитного бюджета Архангельской области на 2016 год направляется на обслуживание этих кредитов», — отметил Парфенов.

«Снижение государственного долга субъектов федерации может помочь оздоровлению экономики. Но решать проблему установлением «контрольных показателей», как это предусматривается государственной программой «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», — примерно то же самое, что лечить хроническую болезнь заклинаниями. Без пересмотра налогово-бюджетной системы и сокращения «аппетитов» федерального центра любые попытки «наращивания доходной базы», которые заложены в программу в качестве одного из инструментов, обречены на провал: административными окриками экономику не поднять», — считает эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, правительство РФ установило регионам, рассчитывающим на поддержку из федерального бюджета, лимит по государственному долгу в 2016 году на отметке 70%, в 2017 году — 60%, в 2018 году — 50%. Вводится в действие программа развития федеративных отношений и создания условий для эффективного ответственного управления региональными у муниципальными финансами, в которой установлен соответствующий лимит. Цель госпрограммы — содействие устойчивому исполнению бюджетов субъектов РФ.

Читайте также: Правительство РФ повысит эффективность управления региональными финансами