Сегодня Россия должна искать нефтеперерабатывающие мощности не только в своей стране, но и за ее пределами. Об этом сегодня, 24 мая, в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM заявил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник.

«Сейчас нужно искать нефтеперерабатывающие мощности за периметром, по той причине, что у нас внутри России ставка сделана на более глубокий передел нефти. Соответственно, в планах Минэнерго нет задач поднимать вал переработки, то есть глубина переработки будет расти, выход светлых нефтепродуктов будет выше даже тех объемов нефти, которые сейчас будут загружать наши внутренние мощности. То есть ставок на развитие нефтепроизводств внутри России сейчас не делается. Вполне логично, если «Роснефть» будет участвовать за периметром», — объяснил эксперт.

Он также обратил внимание на то, что население Индонезии составляет почти 250 млн человек, то есть, грубо говоря, масштабы этого рынка сопоставимы с внутри российским. Кроме того, урбанизация и индустриализация в стране растет. Поэтому, отмечает аналитик, в целом выбранное «Роснефтью» направление видится перспективным.

«К тому же Индонезия — это, грубо говоря, следующая страна в планах развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Там «Роснефть» участвует давно в китайских проектах. Мы туда поставляем нефть, будем расширять нефтеперерабатывающую базу. И вот попадает и Индонезия. То есть в целом — это реализация энергетической стратегии России по экспортной диверсификации «Восток-Запад», — заявил Пасечник, добавив, что разговоры об этом шли давно, и сейчас Россия начала строить этот базис, — Чтобы не было однополярности. То есть не только Европа, но и Азиатско-Тихоокеанский регион. Тем более в Европе есть рецессия долгая, азиатские рынки показывают больший и стабильный потенциал роста».

Однако, помимо радужных перспектив, проект имеет и свои недостатки. Среди таких руководитель аналитического управления ФНЭБ отметил пример с Венесуэлой, а именно, завышенные ожидания темпов роста рынка, которые в реальности оказались не такими:

«Мы («Роснефть») пришли в Венесуэлу, и там все не так динамично, как ожидалось. Виной тому — политические реалии. Но и это (Венесуэла — прим. ред) все-таки уже не Азия, это Латинская Америка — еще дальше».

Говоря о выходе российской нефтегазовой компании на индонезийский нефтяной рынок, эксперт также подчеркнул, что Россия имеет хорошие перспективы и внутри страны, а выход на новый рынок — это только плюс:

«У нас и внутри России еще есть возможности для инвестиции: и Восточная Сибирь, и Западная Сибирь. У нас своего внутреннего потенциала достаточно. Но тем не менее не вижу ничего плохого в выходе в переработку», — озвучил свою точку зрения Александр Пасечник.

Отметим, что о своем интересе к строительству НПЗ и долгосрочным поставкам нефти в Индонезию в разное время, помимо «Роснефти», заявляли Saudi Aramco, китайская Sinopec и консорциум тайских компаний PTT Global Chemical Public Company и Thai Oil. В связи с этим встает вопрос о том, какова будет доля «Роснефти» в индонезийском проекте. По мнению руководителя аналитического управления, маловероятно, что у российской компании будет неприоритетная доля.

«Будет равно-партнёрская, скорее всего. Насколько я слышал из последнего заявления, там по 4 млрд долларов будет вложено в НПЗ, а в нефтехимический комплект будут привлекаться прочие участники», — подытожил эксперт.

Напомним, что ранее, на форуме Россия-АСЕАН, который проходит в Сочи, представители «Роснефти» объявили о том, что компания будет принимать участие в проекте строительства нефтеперерабатывающего комплекса Tuban в Индонезии в восточной части острова Ява. По словам главы компании Игоря Сечина, на протяжении последних нескольких лет добыча нефти в Индонезии падает, а рост потребления растет. Все это создает условия для интереса «Роснефти» и по поставкам, и по участию в переработке, и по трейдингу. Сечин заявил, что нефтегазовая компания готова начать экспорт «черного золота» в Индонезию.