Организовать постоянный офис Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) со штаб-квартирой в Астане — такое предложение было озвучено на заседании Координационного комитета по развитию ТМТМ. Заседание комитета прошло накануне 64-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, проходящего 18−19 мая в Тбилиси. Об этом сегодня, 18 мая, сообщила пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ).

«Для повышения эффективности и координации развития перевозок по маршруту ТМТМ, а также деятельности Комитета в целом предложено организовать постоянный офис Координационного комитета по развитию ТМТМ со штаб-квартирой в Астане», — говорится в сообщении.

Президент КТЖ Аскар Мамин, которого переизбрали главой Комитета по развитию ТМТМ, считает маршрут «одним из важнейших транспортных коридоров Евразии».

«За время существования данной структуры с февраля 2014 года проведена значительная работа по выстраиванию эффективной тарифной политики, внедрению единой технологии перевозки грузов, созданию совместного интегрированного логистического продукта Nomad Express, запущены первые транзитные контейнерные поезда, создан Международный транскаспийский транспортный консорциум. Увеличилось количество стран — участников транскаспийского коридора. Сегодня в Комитете представлены железнодорожные, морские, портовые администрации, логистические компании из семи стран: Казахстана, Китая, Азербайджана, Грузии, Турции, Украины и Румынии», — отметил Мамин.

Маршрут пролегает из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу.

Напомним, 29 февраля развитие ТМТМ обсуждалось в Казахстане — в ходе встречи заместителя премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева и генерального секретаря Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) Рамиля Гасанова.

«В настоящее время под эгидой Тюркского совета обсуждается проект соглашения о международных комбинированных грузовых перевозках, целью которого является повышение эффективности варианта комбинированной транспортировки груза через Каспийское море и увеличение транзита в направлении Китай-Европа», — сообщила тогда пресс-служба казахстанского премьер-министра.

Добавим, что, по словам управляющего директора по логистике КТЖ Армана Султанова, «основной точкой роста транзита через данный маршрут являются перевозки из Китая в Турцию и страны Южного Кавказа». Султанов отметил также, что в 2014 году объем торговли между Китаем и Турцией составил 24 млрд долларов США (около 1,5 трлн рублей), а к 2021 году он должен вырасти до 100 млрд долларов США (около 6,4 трлн рублей).

В России, которая не является участницей ТМТМ, маршрут в обход крупнейшей страны региона считают экономически невыгодным и несостоятельным.

Председатель совета директоров аналитического бюро «ДОРН» Андрей Карпов обращает внимание, что по этому маршруту возникает необходимость пересекать пять границ вместо двух (по северному маршруту через Россию). По мнению Карпова, грузоперевозки из Китая в Европу в обход России носят в большей степени резервный характер.