Главное — однозначность в формулировках законопроекта о смягчении административных санкций для бизнеса. Если речь идет о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, то не должно быть никаких вариаций, которые зачастую допускаются формулировкой «на усмотрение проверяющего». Как только у проверяющего инспектора появляется возможность маневрировать, возникают и коррупционные риски: оказывается выгоднее выписать предпринимателю предупреждение за полсуммы штрафа, чем выписать непосредственно штраф, заявил руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП» Сергей Елин, комментируя корреспонденту ИА REGNUM предложение кремлевской рабочей группы о снижении административного давления на бизнес.

«Нельзя допустить, чтобы в окончательном тексте законопроекта были подобные лазейки для проверяющих. Закон должен декларировать безусловное обязательство чиновника при первом правонарушении, при условии что оно не несло вреда и опасности для жизни граждан, сделать предупреждение предпринимателю», — отметил Елин.

«Второе существенное обстоятельство, которое способно повлиять на эффективность будущего закона, — это то, в отношении каких составов административных правонарушений будет применяться новая норма. Необходимо заменить предупреждением штраф в тех случаях, когда сумма штрафов существенна для бизнеса, порой даже критична», — считает эксперт.

«На данный момент речь идет о том, что инспектор обязан заменять штраф на предупреждение, если это предусмотрено также соответствующей статьей Особенной части КоАПа или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, статья 14.33 недобросовестная конкуренция влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей; 14.1.2 — осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей — 100 тысяч рублей; на юридических лиц — 400 тысяч рублей и таких статей немало», — пояснил Елин.

«Если состав правонарушения таков, что предупреждение не предусмотрено данными документами, то инспектор не обязан, а лишь имеет возможность заменить штраф на предупреждение. И камень преткновения в том, что по многим существенным составам, где штрафы доходят до полумиллиона, инспектор, в текущей редакции законопроекта, сможет выбирать между штрафом и предупреждением. Этого в новом законе быть не должно», — подчеркнул эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, кремлевская рабочая группа мониторинга и анализа правоприменительной практики в сфере предпринимательства во главе с руководителем администрации президента РФ Сергеем Ивановым в конце апреля 2016 года завершила работу над первым законопроектом о смягчении административных санкций для бизнеса. По мнению авторов законопроекта, инициатива призвана «обеспечить дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, предотвратить чрезмерное административное принуждение, сделать акцент на профилактике административных правонарушений, совершаемых субъектами малого и среднего бизнеса».

Читайте также: «Смягчение административных санкций для бизнеса может испортить спешка»