Временная администрация по управлению АО «Зернобанк» выявила финансовые операции, имеющие признаки уголовно наказуемых деяний, осуществленных бывшими руководителями и собственниками «Зернобанка». Об этом накануне, 18 апреля, известила пресс-служба Центробанка.

Речь идет об операциях по уступке прав требований одних кредиторов в ущерб другим на сумму свыше 600 млн рублей. Кроме того, в «Зернобанке» выявлены операции на сумму свыше 400 млн рублей по трансформированию требований кредиторов в более привилегированную очередность их удовлетворения.

«По оценке временной администрации, стоимость активов АО «Зернобанк» не превышает 1,1 млрд рублей при величине обязательств перед кредиторами в размере 1,5 млрд рублей», — говорится в пресс-релизе ЦБ РФ.

Информация эта уже направлена в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации для рассмотрения и принятия соответствующих процессуальных решений

Напомним, отзыв лицензии и назначение временной администрации «Зернобанка» произошли 24 сентября 2015 года.

«В связи с неисполнением «Зернобанком» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных ФЗ «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков», — было сказано в официальном сообщении регулятора.

По данным источников ИД «Алтапресс», проблемы у «Зернобанка» стали очевидны уже в конце 2014 года, когда он впервые за 20 лет закончил год с убытком. Главной причиной этого был невозврат кредитов рядом крупных заемщиков.

Причем, как отмечал в сентябре 2015 года источник, близкий к руководству «Зернобанка», трудности были объективными. В пример приводилась кредитная история солидной оптовой фирмы «Краснотал», которая не смогла завершить крупный проект главным образом из-за прихода федеральных торговых сетей — в итоге она не вернула займы нескольким кредитным учреждениям, включая «Зернобанк». Не спасла ситуацию и попытка реализовать залог.

Другие источники издательства утверждают, что сама кредитная политика «Зернобанка» «имела признаки рискованности», а значит, проблемы у банка носили и субъективный характер.

«Катализатором ситуации стал конфликт «Зернобанка» с одним из своих бенефициаров (и по совместительству крупнейшим клиентом) — рубцовским «Мельником». Из материалов суда следует, что в 2013—2014 годах зернопереработчик разместил в банке три депозита. Когда финансовые проблемы стали очевидны, «Мельник» расторг договор с банком, после чего на его расчетный счет в «Зернобанке» в феврале — марте 2015 года поступило 150 млн рублей. Однако банк не позволял истцу распоряжаться этими средствами — по сути, деньги были «виртуальными». Наблюдатели полагают: у банка не было средств из-за нехватки ликвидности. К этому добавилась и сложная ситуация на рынке межбанковского кредитования, где ресурсы стали фактически недоступными», — пишет ИД «Алтапресс».

По итогам работы временной администрации ЦБ РФ уже сообщил, что в лишенном лицензии «Зернобанке» обнаружилось 170 сомнительных сделок на общую сумму 2,084 млрд рублей. При этом в течение месяца перед отзывом лицензии «Зернобанк» совершил 44 сделки, которые по характеру и интенсивности существенно отличались от ранее совершаемых. Поэтому временная администрация сделала вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства.

На фоне событий, связанных с крушением «Зернобанка», в ночь с 23 на 24 февраля 2016 года в Барнауле от онкологического заболевания скончался президент банка Николай Николаев.