Дальний Восток и Сибирь на китайских картах до Северного полюса обозначены как территория КНР. Слово «Сибирь» китайского происхождения — «северо-запад Китая». Поэтому их хозяйственное освоение рассматривается как развитие внутренней территории. Экономическая выгода для КНР в том, что ее сырьевые источники либо исчерпаны, либо на грани исчерпывания. Их транспортировка с мест добычи и переработки в России ведет не только к непомерным транспортным расходам и снижению конкурентоспособности, но и невозможности доставки в КНР из-за существующей острой ограниченности ее транспортной системы. Кроме того, перенос производства в Россию выгоден и с точки зрения постоянно высокой в ней инфляции, приводящей к выгодной для КНР курсовой разнице валют, заявил профессор кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г. В. Плеханова Леонид Жигун, комментируя корреспонденту ИА REGNUM сообщение Минвостокразвития РФ о намерениях Китая перенести часть предприятий на Дальний Восток.

Возможность дохода РФ от партнерства с КНР очень сомнительна. Прежде всего, КНР реализует политику экспорта своей рабочей силы, а не создание рабочих мест иностранцам. Ее предпринимателям неведомы требования социальной защиты работников, применяемые в России. С этой точки зрения китайцам невыгодны русские работники, а привлечение своих работников приведет к социальному напряжению с местными жителями. Также неизбежно варварское истребление ресурсов, с превышением в разы нормы допустимых экологических загрязнений. Китайцы никогда не заключают сделки с европейцами и русскими, если не имеют двукратную выгоду.

При рассмотрении размещения китайскими предпринимателями на российском Дальнем Востоке предприятий химической промышленности с применяемыми на них технологиями преследуются цели переноса источников загрязнения атмосферы вредными химическими веществами. Опыт проживания в Китае в нескольких километрах от таких производств показал, что от них уже через 3−4 месяца начинают наблюдаться ухудшение морфологических свойств кожи, но это лишь вершина айсберга.

Говоря о переносе судостроительных предприятий на Дальний Восток, следует иметь в виду расчет заимствования китайцами уникальных российских технологий, особенно в строительстве судов ледового класса, для последующего вытеснения России с трасс полярного судоходства.

Размещение металлургических производств, помимо хорошей доступности сырья, рассчитано на потребление электроэнергии, стоимость которой разительно дешевле, чем в Китае. В этом случае Китай начнет вытеснять российских металлургов с международных рынков. Сотрудничество в части развития международных транспортных коридоров на юге Приморского края перспективно только в районе Туменя на пересечении границ России, КНДР и КНР. Битва за этот стратегический треугольник более столетия затрагивает также интересы Японии, США, Англии и Австралии. К ним примыкают новые «азиатские драконы»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган).

Острота противоречий по этому транспортному коридору через КНР и Россию до сих пор не дала возможность реализовать очевидную выгоду ни КНР, ни России. Быстрее растают полярные льды, чем будет реализован этот сухопутный проект. Поэтому Приморью следует основательно готовиться к устойчивому трафику полярного коридора, чем туманным перспективам Туменя. Полярный транспортный коридор по морю имеет неоспоримые преимущества перед сухопутными перевозками и по объемам, и по цене», — высказал свое мнение Жигун.

«Для сохранения суверенитета над территорией Дальнего Востока России следует развивать отечественную промышленность, повышать уровень заселения российским гражданами, а также качество и уровень жизни тех, кто ее населяет, сделать доступной для трудовой миграции сезонное и вахтовое освоение местных ресурсов жителями трудоизбыточных районов России», — резюмировал эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, 6 апреля глава департамента Минвостокразвития Рустам Макаров и директор Департамента развития промышленности Северо-Восточных провинций КНР Государственного комитета по развитию и реформе КНР Чжоу Цзяньпин провели переговоры о возможном переводе предприятий Китая на территорию Дальнего Востока с учетом обязательного соблюдения установленных в РФ экологических требований.