Ведь лучше один раз увидеть, а, если повезет, и попробовать, чем сто раз услышать или тысячу раз прочитать. К тому же стало обидно за профессию: журналистов все чаще обвиняют в голословных выводах, в том, что служители пера перестали бывать на объектах событий, а свои материалы пишут по заказу или «по мотивам». Все чаще в комментариях к статьям про питание в детских садах Москвы стали появляться высказывания типа «неужели никто из журналистов не разберется на местах, как действительно обстоит дело?». Пришла пора разобраться!

Я подала заявку в Департамент образования Москвы, что хотела бы сделать репортаж об одном дне из жизни детского сада в ближайшем ко мне районе города. Цель — показать читателям процесс дошкольного образования изнутри: чем занят ребенок в течение дня, как его развивают, кормят, закаляют, спать укладывают. Другими словами, мне было интересно узнать, чисто ли в группах и пищеблоках, аккуратно ли в спальнях, качественные ли игрушки, вкусная ли еда, интересные ли занятия. Ведь каждый родитель задается вопросом, что происходит с его ребенком после того, как за ним закрывается дверь детского сада. Нужно отметить, что Департамент образования ответил на мою заявку практически сразу. У меня уточнили, кто я, какое СМИ представляю, как планирую собрать материал для репортажа, после чего моя просьба была удовлетворена. Оставалось лишь уладить некоторые формальности. Я прошла медицинскую комиссию, подала заявку на питание, купила одноразовый халат, шапочку, перчатки и бахилы и в назначенный день переступила порог детского сада.

Мой ребенок посещал детский сад давно. В нашем самом обычном дошкольном учреждении царила атмосфера творчества и доброты, воспитатели и няни были профессионалами своего дела, и, казалось, только им можно доверить своего единственного ребенка. В садике был бассейн, зимний сад, игровая площадка — все как в большинстве дошкольных учреждений. Кормили вкусно — об этом я могла судить по словам ребенка и по тому, что, когда забирала его домой чуть раньше, приходилось дожидаться, пока он доест ужин — без этого уходить не соглашался. А помните этот запах детского сада? Запах уюта, вкусностей, детства, тепла — будто другой мир. Почти каждый вечер в группе устраивали выставку детских работ: на полках рядами располагались то пластилиновые фигурки, то аппликации из цветной бумаги, то рисунки к предстоящему празднику. В саду с детьми разучивали стихи и танцы, учили плавать, закаляли, проводили профилактику простудных заболеваний. Да и попросту учили дружить, не жадничать, быть добрыми и отзывчивыми. В общем, с садиком нам повезло. «Не то, что в наше время! Бедные голодные дети… Хорошо, что мой ребенок вырос», — так думала я, читая последние обсуждения в соцсетях о переходе на пятиразовую систему питания в детсадах, о том, как там невкусно кормят, как недоедают дети.

Вопрос этот хоть и возник достаточно недавно — в январе, но уже имеет свою историю. Когда стало известно, что в садиках введен дополнительный прием пищи — ужин, я порадовалась и за детей, и за их родителей, и за родной город. Ведь это хорошо, что родитель может не переживать за то, что не успеет забрать ребенка из сада до 17 часов, и малыш останется голодным. Да и где найти такую работу, чтобы до 17 часов успевать добраться до сада? К тому же хорошо, когда специально разработанные для детей блюда дают, как положено, через равные отрезки времени. Ведь дома, что уж душой кривить, мы не обращаем внимания ни на сбалансированность, ни на периодичность питания. В этом, да и во многих других отношениях, хорошо, что есть возможность доверить детей специалистам. Дома даже самая заботливая мама вряд ли стала бы по нескольку раз в день проводить с ребенком развивающие занятия: музицировать, разучивать тексты, заниматься творчеством. А уж о приготовлении по нормам СанПина пяти раз в день свежих, не повторяющихся на протяжении 20 дней блюд вообще речи не идет. Москва за счет бюджетных средств ввела в детсадах дополнительный прием пищи во время кризиса, когда многие мамы, которые планировали посидеть дома подольше, вышли на работу. При этом московские родители за питание не платят совсем. Это вызывает гордость за наш город. На такую меру соцподдержки идут деньги из бюджета, а значит, и часть налогов, заплаченных мной. И хоть у меня нет детей дошкольного возраста, мне приятно думать, что мои отчисления облегчают жизнь какой-то семье, где есть маленький ребенок. Такие программы не менее значимы, чем проекты по благоустройству дворов, созданию условий для людей с ограниченными возможностями, ремонту дорог.

События развивались, и вот на родительских форумах уже стали появляться сообщения о том, что ужин ввели за счет урезанного полдника, что дети, которых забирают домой раньше 17 часов, недоедают, а сама еда невкусная. В соцсетях появились отфильтрованные в стиле Инстаграм фотографии «лапшевника», которые ни на йоту не давали усомниться в его невкусности. И тогда я огорчилась и за детей, и за их родителей, и за родной город. Чтобы разобраться в противоречивой ситуации, необходимо было все увидеть и попробовать самой. Так я оказалась в детском саду с журналистской миссией.

Дошкольное отделение № 822/1 ГБУСОШ №183 — это детский сад, состоящий из нескольких корпусов, окруженных ухоженной территорией с игровой площадкой. Территория огорожена и охраняется, ворота закрываются. Большинство детей в учреждение приводят к 8 часам. На входе меня встретил охранник, записал данные паспорта в книгу учета. Я облачилась в халат и бахилы. Директор Анаида Мкртчян разъяснила правила моего пребывания в течение дня в детском саду и детский распорядок дня. Первым делом меня отправили вымыть руки, а затем под контролем методиста Ольги Кузиной я погрузилась в повседневную жизнь дошколят.

Вот подготовительная группа: детишки сидят за сервированными столами. На столах индивидуальные скатерти, приборы (причем в подготовительной группе детям сервируют стол ложкой, вилкой и ножом), бумажные салфетки, тарелки с едой, стаканы с напитком, хлеб. Сегодня на завтрак творожная запеканка со сгущенкой и кофейный напиток с молоком. Забавно смотреть, как ребятишки привычно орудуют ножом и вилкой, вытирают рот салфеткой — все по-взрослому. Познакомилась со средней группой — там та же картина, разве что детишки кушают без использования ножа. Некоторые немного сонные. На мой вопрос, что сегодня на завтрак, бойко отвечают: «Запеканка из творога, кофе, сгущенка». «Вкусно?» — «Да!» Одна девочка встает из-за стола и говорит: «Я больше всех люблю такое кофе, жалко, дома мама не делает». Здесь я познакомилась с Димой. Не познакомиться было нельзя: малыш слал мне воздушные поцелуи, предлагал присоединиться к его завтраку, на прощание обнял и пригласил в гости. Следуя его примеру, в гости меня наперебой приглашали и остальные дети, так что друзей в средней группе у меня теперь много! Мне, конечно же, не терпелось самой узнать, вкусен ли завтрак. Иду в комнату для персонала, пробую. Запеканка великолепна. «Комильфо», как говорят французы. Значит: «то что надо». Я очень люблю творожную запеканку, но сама готовлю ее редко. Что уж там скрывать, возиться лень. Раньше часто заказывала ее в кафе, но потом перестала, чтобы избежать частых разочарований, так как приготовить хорошую запеканку получается далеко не у каждого повара. А хорошие руки кулинара плюс качественные продукты — вот вам универсальный рецепт любого вкусного блюда. Видимо, в этом детском саду работает хороший повар. А состав запеканки такой: творог 9% жирности, крупа манная, сахар-песок, яйцо диетическое, масло сливочное, соль, сухари панировочные, сметана; в качестве соуса — молоко сгущенное с сахаром 8,5% жирности. Общий выход завтрака 280 граммов (то есть размер стандартного второго блюда в любом кафе или ресторане).

Кстати, каждый родитель может ознакомиться с меню на день. Его вывешивают в детсаду в специально отведенном месте — таково правило. Кроме перечня блюд, в нем указана калорийность и содержание жиров, белков, углеводов.

После завтрака с детьми проводят развивающие занятия, затем дают легкий второй завтрак в виде фрукта (апельсин) и, если позволяет погода, ведут на прогулку.

Пока дети были заняты важными делами — рисовали, лепили, играли, слушали рассказы воспитателя, я отправилась на детсадовскую кухню. После такой волшебной запеканки хотелось лично познакомиться с поваром. Меня затормозили сразу на пороге пищеблока — без головного убора нельзя. Но я была подготовлена — одноразовая медицинская шапочка в кармане халата ожидала своей очереди. Повар оказался, как и положено повару, милой улыбчивой женщиной. Она быстро провела меня по пищеблоку, показала, где хранятся продукты, где их разделывают. Времени общаться со мной у нее было в обрез, так как процесс приготовления обеда шел полным ходом: тушилась морковка с луком для супа, нарезалась капуста для салата. В каждом корпусе детского сада свой пищеблок. В этом еду для 125 детей готовят двое поваров. Во время моего визита в садик привезли продукты, шла их отгрузка, приемка и определение на хранение. Поэтому я не стала мешать людям заниматься своим делом и пошла взглянуть, что делают дети.

Этот день был особый — Масленица. Поэтому все детишки были заняты подготовкой к праздничному представлению. Для средней и старшей группы праздник устроили в актовом зале. Детям загадывали загадки, устраивали конкурсы, показывали сценки. А малыши читали стихи, пели песни и водили хороводы. Отбоя от желающих поучаствовать в состязаниях не было. Мой друг Дима пригласил меня сесть рядом с ним, и мы вместе отгадывали загадки. Для воспитанников подготовительной группы праздник организовали на улице. К ребятам в гости приходили Баба-яга и Снежинка, снеговики и Весна. Закончился праздник традиционным хороводом. Дети напрыгались, напелись, натанцевались. Настроение было отличное. А тут и время обеда наступило. На обед давали салат из отварного картофеля, свежего огурца и зеленого салата, щи из свежей капусты, печень по-строгановски с рожками, компот из сухофруктов, хлеб пшеничный и ржано-пшеничный. Мне особенно понравились салат и печень по-строгановски, ну, а компот — он всегда идет на «ура». Поразили размеры порций — совсем не детские. Общий выход обеда составил 480 граммов! Если честно, то для меня, взрослого человека, такой объем оказался не под силу: второе блюдо я полностью не осилила, а компот весь «не влез». После такого плотного приема пищи клонило ко сну. И не только меня. Некоторые детишки после обеда откровенно клевали носами, и воспитатели в первую очередь уложили спать их.

А пока дети спали и видели, конечно же, цветные сны, я разговорилась с директором детского сада Анаидой Ивановной Мкртчян. Она рассказала мне, что сейчас в дошкольных учреждениях преимущественно используют метод проектной работы. Свои первые проекты готовят даже малыши. Конечно, совместно с родителями. Многие проекты оказываются настоящим открытием даже для опытных воспитателей. Их цель — научить детей применять полученные знания в повседневной жизни. Например, один ребенок в своем проекте рассказал о пользе натуральных фруктов и соков и показал, как он умеет пользоваться соковыжималкой. После этого многие дети под контролем родителей стали делать дома натуральные соки для всей семьи. Здесь возникает резонный вопрос: кто приучает членов семьи к здоровому образу жизни — взрослые или дети? И напрашивается интересный вывод совсем не в пользу старших.

Детский сад идет в ногу со временем. Педагоги принимают во внимание, что современные ребятишки уверенно пользуются гаджетами, и подход к ним нужен другой, нежели 10 лет назад. Специалисты детского сада под руководством Анаиды Ивановны разработали интерактивную программу занятий для разных возрастов. Отмечу, что все воспитатели детского сада имеют высшее образование. Разработка программы началась в 2013 году, а в 2015 году она стала обладателем гранта мэра Москвы в области информационных технологий. Занятие с использованием компьютера длится не более 15 минут. За это время шаг за шагом ребятишек учат озвучивать мультики, рисовать. А во второй половине дня многие дети посещают дополнительные занятия, организованные в детском саду: футбол, вокал, иностранные языки, информатику. Так родителям не нужно раньше уходить с работы, чтобы отвести ребенка на кружок. Мама знает, что с сыном позанимаются, накормят ужином, а к этому времени и она освободится с работы и придет за малышом в сад. За разговором время пролетело быстро.

Детишки уже проснулись, оделись, их кормили полдником: фруктовым биойогуртом и блинами с молочным ванильным соусом (общий выход — 305 граммов). Так румяные блины в масленичную неделю удалось отведать и мне.

В соцсетях некоторые мамы пишут, что их дети не пьют кисломолочные напитки. Действительно, такие малыши есть, и для них готовят чай. Однако весь мир знает о пользе кисломолочных продуктов, и мне кажется неверным исключать их из детского рациона даже по просьбе родителей. Я уверена, что здесь все дело в пищевых привычках, причем не детей, а родителей. Когда ребята уплетали блины и запивали их биойогуртом, я спросила, кто любит блины — все подняли руки. На вопрос о том, кто любит йогурт и кефир, руки не подняли только двое ребят из группы.

Близилось семнадцать часов: время, когда, судя по сообщениям родителей на форумах о питании, большинство детей забирают на дополнительные занятия. По утверждению противников ужинов в группе остается два-три человека, поэтому ужины остаются невостребованными большинством воспитанников. По моим же наблюдениям, к 17 часам в подготовительной группе грустно натягивала колготки в ожидании мамы лишь одна девочка. Малышка рассказала мне, что несколько раз в неделю мама отводит ее на танцы. А когда она вырастет, то обязательно станет танцовщицей.

А в это время часть детей отправилась на занятия в бассейне, а часть — на прогулку. Погода была солнечная, весенняя, масленичная.

После прогулки детишки переоделись, расположились за столами, и их накормили ужином: каша манная на молоке, масло сладкосливочное, яблочный напиток, хлеб. Выход ужина — 410 граммов.

Впечатления об этом дне у меня остались самые хорошие. Я прощалась с детским садом с чувством полной уверенности в том, что наши дети находятся под опекой чутких людей и профессионалов своего дела. Современные детские сады — это постоянно развивающийся организм, в них созданы все необходимые условия для интеллектуального развития и укрепления здоровья малышей. Здесь вкусно кормят, внимательно относятся, здесь чисто и светло. Нужны ли ужины? — нужны. Вкусно ли готовят в детском саду? — вкусно. Дети в садике голодные? — нет (по моим ощущениям, существующая норма выхода порций для детей даже слишком велика, хотя дети, за редким исключением, съедают все). И что там говорить, не во всех семьях созданы такие благоприятные условия для малышей, как в саду. Понимаю тех, кто искренне хочет сделать жизнь семей с детьми лучше, но я за конструктивную критику без искажения фактов, с анализом всех возможных положительных и отрицательных эффектов. Ну и, конечно, за то, чтобы изменения были полезны не только отдельной группе родителей, преследующих свои цели, а обычным семьям — то есть большинству.