В современных условиях для реализации антикризисного плана правительства РФ и для создания новых рабочих мест необходим особый разворот в сторону малого и среднего предпринимательства. Прошлым летом, почти незамеченный общественностью, был принят очень важный Федеральный закон от 29 июня 2015 г., №156-ФЗ, который по существу реально даёт «зелёный свет» развитию малого и среднего бизнеса, в первую очередь открытого и нацеленного на тесное взаимодействие с крупными и крупнейшими государственными компаниями, АО и ПАО, контролируемыми государством. В практическом плане указанный акт как бы переформатирует уже давнишний федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства (2007 г.) с учётом современных реалий, а, кроме того, вносит изменения и в другие законодательные акты, способствующие продвижению услуг МСП, заявил д.э.н, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергей Орлов, комментируя корреспонденту ИА REGNUM решение правительства РФ о покупке ряда компаниями инновационной продукции у малого бизнеса.

«В России, если на постоянной основе не подставит «плечо» крупный высокотехнологичный бизнес, малое предпринимательство так и останется на уровне серых схем в торговле, сфере питания и некоторых видах услуг. Но это начинание следует всерьёз администрировать, перевести с уровня прежних рекомендаций в правовое поле обязанностей, контролируемых правительством. Реально этим начало заниматься созданное не так давно АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», по сути, институт развития в сфере малого бизнеса.

Абсолютно правильный упор был сделан на несколько выпадающий из общего тона формируемой контрактной системы России известный Федеральный закон от 18 июля 2011 года, №223. Как известно, согласно этому законодательному акту госкорпорации, унитарные предприятия и компании, контролируемые государством (а это и есть практически весь инновационный и высокотехнологичный сектор России), могли закупать продукцию у контрагентов в соответствии с принятыми ими Положениями, вряд ли подразумевающими взаимодействие с малым и средним предпринимательством. По целому ряду иногда вполне объяснимых причин крупным научно-производственным структурам иной раз, действительно, неудобно обращаться к низовым звеньям, разве что, если на это укажет сам учредитель или собственник.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г., №156 устраняет разночтения с базовым законодательным актом в сфере госзакупок — федеральным законом о контрактной системе, и одновременно поручает правительству разработать перечни конкретных высокотехнологичных производств и разработчиков инновационной продукции для обязательной закупкинеобходимых ресурсов, комплектующих и т. д., в том числе и у представителей МСП. Последний утверждённый перечень, весьма исчерпывающий и конкретный, включает известные всей стране предприятия от Анадыря, Магадана и Южно — Сахалинска до Санкт-Петербурга и Северодвинска, в него вошло значительное число крупнейших высокотехнологичных компаний, и ранее ничего подобного в указанном направлении не отмечалось. Хотелось бы особо отметить: география крупных хозяйствующих субъектов в инновационной сфере привлекательна и удобна для обращения к ним представителей МСП в различных регионах России», — высказал свое мнение Орлов.

«С учётом предшествовавшего ноябрьского (2015г., №2258-р) и нынешнего, мартовского распоряжения (№475-р) правительства России, Минэкономразвития и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» контроль и оценку работы в рассматриваемом направлении деятельности высокотехнологичных и инновационных компаний будут осуществлять уже по 113-ти хозяйствующим субъектам. Вопрос в том, хватит ли усилий для доведения этой важной задумки до логического и постоянного исполнения», — задается вопросом эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, правительства РФ обязало ряд крупных компаний закупать инновационную продукцию у малого и среднего бизнеса. В перечень включены 90 организаций, в том числе «Уралвагонзавод», «Газпром», «Аэрофлот», «АЛРОСА», РЖД, и другие.