Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) сегодня, 4 марта, разместила сообщение, разъясняющие ситуацию по применению норм казахстанско-российской Конвенции об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.

Чтобы ответить налогоплательщикам, ЕЭК обратилась с запросами в министерства юстиции Казахстана и Российской Федерации, поскольку вопрос легализации документов относится к компетенции министерств юстиции государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В ответ на запросы Комиссия получила ответ, что в настоящее время между Минюстом России и Минфином Казахстана разработан проект Соглашения о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных органами двух государств в рамках упомянутой конвенции.

Как поясняет ЕЭК, соглашение, существующее пока в проекте, будет заключено путем обмена дипломатическими нотами между сторонами.

Поясним, что речь идет о документах, которые позволяют при экспорте товаров или услуг из Казахстана в Россию и наоборот получить нулевую ставку НДС и освобождение от уплаты акцизов.

Напомним, в статье 71 Договора о ЕАЭС закреплена норма о том, что «товары, ввозимые с территории одного государства — члена на территорию другого государства — члена, облагаются косвенными налогами».

Порядок взимания этих косвенных налогов регулируется приложением № 18 к Договору о ЕАЭС. Как указано в приложении, «при экспорте товаров с территории одного государства — члена на территорию другого государства — члена налогоплательщиком государства — члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола».

«Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства — члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии): 1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) — договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья; 2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена», — говорится в документе.

Конвенции об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, как напоминает ЕЭК, заключены в двустороннем порядке и могут быть прокомментированы только компетентными органами государств-участников Договора о ЕАЭС.

Отметим также, что вопрос резидентства является одним из принципиально важных в обсуждении Таможенного кодекса ЕАЭС.

В интервью на эту тему Дина Мамашева, директор Департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен», пояснила корреспонденту ИА REGNUM, почему важно сохранение «принципа резидентства»: «Отмена этого принципа повлечет унификацию очень многих смежных законодательных норм, к чему мы еще не готовы. Также, если отменить принцип, встанет вопрос уплаты налогов. Если они также будут уплачиваться не в каждой стране отдельно, а свободно на всей территории ЕАЭС, то завтра встанет вопрос перераспределения налогов. Это означает, что мы должны будем унифицировать также и налоговое законодательство. Далее это означает, что уголовная и административная ответственность между нами должна быть одинаковая, то есть надо будет унифицировать эти сферы. Тут много вопросов, которые взаимосвязаны и влекут за собой новые».