Генеральная прокуратура РФ взяла сегодня, 26 февраля, дополнительную отсрочку на рассмотрение обвинительного заключения совладельца Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ) Рустама Гильфанова. История пермского предпринимателя, который находится в СИЗО уже более года, стала одной из самых обсуждаемых. По мнению экспертов, дело пролоббировано конкурентами: в нем отсутствуют потерпевшие и состав преступления.

25 февраля уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов призвал прекратить уголовное преследование в отношении Гильфанова, назвав его незаконным. Об этом он заявил на пресс-конференции, посвященной незаконным уголовным преследованиям предпринимателей, сообщают «Национальные интересы». Титов подчеркнул, что y следствия нет законных оснований ни для уголовного преследования, ни для выбранной меры пресечения. Напомним, что предприниматель уже более года находится в СИЗО по решению Басманного суда города Москвы.

Адвокат по уголовным делам правового центра «Человек и закон» Дмитрий Памфилов оценил дело как пролоббированное конкурентами. По мнению Памфилова, действия обвиняемого квалифицированы неверно, а мера пресечения в виде заключения под стражу — незаконна.

По версии следствия, мошенничество Гильфанова состоит в том, что УЗПМ в рамках выполнения государственных контрактов в 2011—2012 годах производило и поставляло противогололедные реагенты для нужд Москвы с составом, отличным от предварительного коммерческого предложения, направленного предприятием. При этом в ходе экспертиз следствие установило, что поставленный реагент, состав которого определял заказчик, соответствовал требованиям данного договора.

Кроме этого, фактов каких-либо нарушений по исполнению контрактов или причинения ущерба бюджету города Москвы не выявили ни проверки Контрольно-счетной палаты, ни Федеральной антимонопольной службы, ни Московской прокуратуры.

Правительство Москвы и департамент ЖКХиБ официально заявили следствию, что не признают себя потерпевшей стороной и считают контракты полностью выполненными. «То есть в нарушении норм части 3 статьи 20 УПК РФ данное уголовное дело было возбуждено без заявления потерпевшего и в ходе следствия ни потерпевшей стороны, ни доказательств обмана кого-либо Рустамом Гильфановым так и не нашлось», — анализирует дело эксперт центра «Бизнес против коррупции» Тимофей Ермак. При этом следствие вменяет предпринимателю ущерб в размере суммы поставленного реагента — 2,5 миллиарда рублей.

«По факту вменения Гильфанову статьи 174.1 УК РФ (Легализация денежных средств и иного имущества) также состав преступления отсутствует», — утверждает Тимофей Ермак. По его словам, средства компания получила в результате исполненных контрактов и направила их, как и отмечает само же следствие в обвинении, на выплаты заработной платы работникам завода, расчеты с поставщиками, налоги в разные бюджетные уровни.

По информации предприятия, за несколько лет деятельности оно только налогов выплатило более 3 миллиардов рублей, что превышает ущерб, якобы нанесенный правительству Москвы.

На жалобы адвокатов, неоднократные обращения уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в адрес следственных органов и органов Генеральной прокуратуры, а также в адрес президента России о незаконном уголовном преследовании и отсутствии состава преступления в деле Рустама Гильфанова, пока не последовало никакой реакции.

Завод, который Гильфанов построил на месте заброшенного автобусного парка с нуля в Краснокамске Пермского края в 2007 году, в настоящее время является местом работы для нескольких сотен человек и одним из крупнейших налогоплательщиков. Это единственный в России профильный исследовательский центр по разработке противогололедных материалов. По данным Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы, использование реагентов в российской столице снизило уличный травматизм в 2,5 раза в первый же год применения.

Недавно сотрудники предприятия обратились к главе государства с просьбой «предотвратить социальную катастрофу» в их городе, спасти предприятие от уничтожения и восстановить справедливость в отношении его руководства.

В начале февраля следователи передали дело в Генеральную прокуратуру, которая и примет окончательное решение.

В недавнем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин сообщил, что из 200 тысяч дел, возбужденных по экономическим преступлениям, лишь 15% закончились вынесением приговора, то есть были заведены действительно по факту преступления. Остальные 170 тысяч дел были возбуждены необоснованно, а люди незаконно провели годы под арестом. «При этом абсолютное большинство, 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили», — отметил президент, призвав следственные органы и прокуратуру обратить на эту статистику особое внимание.

Учитывая вышесказанное, очевидно, Генпрокуратура с особой тщательностью подходит к рассмотрению дела Гильфанова. По мнению специалистов, оно имеет все основания стать примером более взвешенного подхода к вопросу применения уголовных рычагов по отношению к бизнесу.