Хотя правительство Украины 25 февраля взяло на себя обязательство полностью восстановить транзит российских грузов по своей территории, участники блокады обещают ее продолжать. Об этом сказано в заявлении организации «Карпатская Сич», которая одной из первых организовала блокаду российских фур в Закарпатье.

Участники блокады возмущены тем, что правительство приняло решение о компромиссе с Россией без переговоров с «обществом». И заявляют, что если транзит будет восстановлен, а требования блокадников останутся невыполненными — начнут действовать «решительно».

«Без переговоров с украинским народом и принятия во внимание его мнения власть использует нас, участников блокады, как козырь для торговли с врагом. Для безопасности российских грузовиков правительство планирует обеспечить их конвоирование правоохранителями через всю территорию украинского государства, таким образом противопоставляя друг другу полицию и народ. На общем собрании координаторов региональных блокад был создан всеукраинский центральный штаб транспортной блокады. Мы даем правительству время на обдумывание и пересмотр прежнего решения о возобновлении транзита и со своей стороны готовы к диалогу. Требования, выдвинутые нами в начале транзитной блокады, не изменены, а украинский народ не должен вести бизнес и кормить оккупанта за свой счет. Если транзит будет восстановлен — наши действия будут решительные и мгновенные. Власть должна прислушиваться к собственному народу, а не к врагу», — сказано в заявлении организации.

Один из организаторов блокады Тарас Деяк в эфире «112-Украина» заявил, что между активистами и силовиками могут произойти столкновения.

«Мы считаем, что правительство сейчас специально хочет стравить общественных активистов и правоохранительные органы. Правительство — вместо того, чтобы общаться с активистами, вместо того, чтобы садиться за стол переговоров и вместе прийти к какому-то общему решению и вместе разобраться в этой проблеме — они сейчас дают российские грузовики под сопровождение конвоя правоохранительных органов. Что это значит? Сейчас выйдут активисты на мирную акцию протеста, то просто начнут паковать в СИЗО, и начнется конфликт», — сказал Деяк.

В любом случае правительство в Киеве оказалось в тяжелой ситуации. По словам украинского эксперта по вопросам транспорта и инфраструктуры Александра Кавы, из-за транзитной войны с Россией своей работы на Украине могут лишиться минимум 50 тысяч человек.

«Однозначно, что от этих ограничений гораздо больше убытков и потерь несет именно Украина, а не Россия. Есть пятьдесят сокращенных рабочих мест, а это пятьдесят тысяч семей, которые зависят от рынка автомобильных перевозок. Это не говоря уже о тех компаниях, которые экспортируют свою продукцию (через территорию России) в страны Средней Азии и Финляндию», — сказал Кава.

«По конкретным суммам убытков на сегодня сложно сказать. Никто с исками пока не обращался. Без данных таможни и Госстата невозможно оценить убытки», — заявил в комментарии ИА REGNUM эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.

Вместе с тем, по мнению Гаврилечко, над Украиной сейчас нависла угроза судебных споров с европейскими компаниями, которые не смогли вовремя получить купленный в России товар.

«Кто пострадал? Пострадали перевозчики, логистические фирмы. И пострадало будущее украинской логистики и транзита. Таким образом, Украина показала себя как ненадежного партнера в плане транзита. Перевозят эти фуры в основном не российские грузы, а европейские. То есть то, что европейцы уже купили. Таким образом, Украина себе создала проблему с возможным разбирательством с европейцами», — отметил Гаврилечко.

Эксперт подчеркнул, что блокада имеет и краткосрочный позитивный эффект — так и не проданные в Россию продукты попали на украинский рынок, что вызвало снижение цен на продовольствие.

«За счет блокирования и своеобразного эмбарго то, что вернулось из России обратно на Украину, теперь находится на нашем внутреннем рынке. В Россию поставлялись продукты. И это привело к тому, что во второй половине февраля продукты на Украине немного подешевели. Поэтому в краткосрочной перспективе украинские потребители выиграли. Но они проиграют в недалеком будущем, когда окажется, что предприятия сворачивают объемы производства и будут вынуждены поднимать цены», — уверен эксперт.

А экономический эксперт Александр Охрименко в комментарии ИА REGNUM высказал мнение, что от блокады пострадают как украинские, так и российские перевозчики. Конкретная сумма убытков будет ясна позже, поскольку блокада вполне может повлиять и на дальнейшие транзитные контракты.

«Оценить убытки сложно. Есть общие цифры около 300 миллионов долларов — это то, что платят все перевозчики в госбюджет за право транзита через Украину. Но это за год, и это все перевозчики, а не только Россия. Плюс есть еще и доходы от обслуживающей структуры. Те же TIR, которые обслуживают перевозчиков. Есть еще доход, это когда товар идет на Украину, а потом уже украинские перевозчики везут в ЕС или наоборот. Поэтому цифры потерь будут заметны только по итогам полугодия, когда может уменьшиться доля перевозок. В любом случае блокада — это плохо и для Украины, и России. Потери будут у обеих» — сказал Охрименко.

Эксперты отмечают, что российские фуры приносили Украине доход, даже покупая бензин на украинской территории. По разным оценкам, 200−250 литров в сутки на одну фуру — а таких грузовиков были тысячи.

В целом же главный негативный эффект сложно оценить в цифрах. Скорее, можно будет увидеть увеличение грузоперевозок в обход Украины.

«Самое плохое, что ЕС и Китай будет считать украинский транспортный коридор ненадежным и будут искать обходные пути. Поэтому в перспективе Украина и Россия могут вообще потерять большую часть трафика товаров из Азии в ЕС из-за этих блокад» — сказал Охрименко.

Такого же мнения придерживается и Юрий Гаврилечко. По словам экономиста, главные бенефициары от российско-украинских транзитных войн — Белоруссия и Польша.

«Выиграла от всего Польша, которая договорилась с Россией. Выиграла Белоруссия — потому что транзитные грузы пойдут через нее. В какой-то степени выиграла и Россия, потому что информационно показала, что украинское правительство не может контролировать ситуацию внутри страны, и это еще один аргумент в общении с Европой. То, что это было сделано не на государственном уровне, — лишний раз показало, что украинское государство ничего не контролирует. В данном случае дороги, что достаточно печально. Поэтому либо нужно такие решения принимать на государственном уровне, либо что-то делать с товарищами активистами. Ни того, ни другого сделано не было», — сказал Гаврилечко.

При этом эксперт задается вопросом — почему никто не трогает железнодорожные перевозки? При том что их объем значительно выше.

Тем временем, несмотря на договоренность о возобновлении транзита между Киевом и Москвой, Россия пожаловалась в ВТО на действия украинских активистов. А в Киеве отмечают, что Россия первой ввела транзитные ограничения против Украины.

«Введенный запрет и ограничения в отношении товаров украинского происхождения, а также международного транзита — дискриминационные и политически мотивированные. Они ведут к уменьшению экспорта в страны Средней Азии и Кавказа. Падение экспорта украинской продукции в эти страны составляет 60−80% в январе 2016 года в сравнении с таким же периодом прошлого года», — заявила на заседании Генерального совета ВТО торговый представитель Украины Наталья Микольская.