О развитии сборочного автомобильного производства в Кустанайской области (граничащий с Россией регион на севере Казахстана. — Прим. ИА REGNUM ) рассказал сегодня, 16 февраля, аким (губернатор) области Архимед Мухамбетов в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.

На вопрос журналистов о перспективах казахстанского автопрома с учетом производства в соседней России глава области ответил так: «Сегодня мы наоборот должны стремиться. Рядом у нас промышленные регионы России — Челябинская область, Свердловская область, до Челябинска — 300 км, до Екатеринбурга — 500, Магнитогорск тоже не очень далеко, промышленный город. Здесь большое количество населения, и мы должны это активно использовать, наоборот, туда поставлять (машины). Китайские машины по цене конкурентны, качество высокое. Я сам лично на заводе смотрел. Если сравнивать с японскими, другими моделями, по цене китайские практически на 40% дешевле. Поэтому первую партию (200 автомашин — прим. ИА REGNUM ), которую мы выпустили, частично продали в Российскую Федерацию, сегодня никаких жалоб нет. Поэтому наоборот эту нишу мы должны использовать».

Спикер пояснил, что в среднем китайская машина казахстанской сборки стоит «где-то 10−14 тысяч долларов, по сегодняшнему курсу — 3,5−4,5 млн тенге» (755 975 — 971 968 рублей).

Почему основными инвесторами в сборочный местный автопром стали китайские компании, Мухамбетов объяснил так: «Компания China Machinery Company (CMC) и JAC Моторс (китайская JAC Motors Corporation — ИА REGNUM ) дали нам выгодные условия сегодня. Получить кредит без гарантии, без залогов очень тяжело, они нам дали выгодные условия, и мы пошли на такую сделку».

Мухамбетов признал, что конкуренция со стороны российских производителей неизбежна: «Конечно, оттуда тоже будут к нам поступать (машины). Тот же ВАЗ не стоит на месте, Калуга сейчас развивается очень хорошо, машины в Калининграде собирают, в Санкт-Петербурге, мы все это знаем, все это мониторим. Они будут поставляться через нас в другие регионы и в наш регион. Это нормальная конкуренция. Поэтому мы должны находить новые бренды и модели, которых нет и которые имеют преимущество. Самое главное — они в цене должны быть доступны населению».

Рассказал глава области и о текущей ситуации: «Пробные пилотные партии работаем. Сегодня собирается 7 брендов, 40 моделей. Конечно, не все они сегодня конкурентные и цена благоприятная. Это же новое производство. Мы должны все это попробовать, рынок изучить. Какая-то модель находит своего потребителя, а какая-то нет. Это нормальный рынок, считаю, что есть перспектива. Строительство завода по выпуску автокомпонентов должно дать нам дополнительную локализацию. То есть по некоторым брендам она сегодня 10%, а мы должны стремиться к 40−50% локализации нашей работы — удешевить себестоимость и быть конкурентными на этом рынке».

При этом основное влияние на сбыт имеет российский рынок, отметил глава области: «В прошлом году у нас был спад в связи с девальвацией российского рубля в 2014 году. Она повлияла (на сбыт) в первом полугодии 2015 года, и мы продали всего 5700 автомашин. А в 2014 году мы продали более 8000 автомашин. В этом году планируем достичь объемов 2014 года».

По словам Мухамбетова, российских инвесторов планируется привлекать в сфере строительства теплиц, но там им придется конкурировать с польскими компаниями: «По теплице сегодня с инвестором работаем — это агрокомплекс «Чурилово» из Челябинской области. Кроме того, по теплицам работаем еще с инвесторами из Польши, они тоже заинтересованы построить тепличный комплекс». Отметим, что строительство совместного казахстанско-российского тепличного комплекса оценивалась в 2015 году в 12 млрд тенге (2 591 916 000 рублей по курсу Центробанка на 16 февраля).

И, наконец, продолжая разговор об инвесторах, глава области рассказал и о ситуации вокруг крупнейшей агрокомпании ТОО «Иволга-Холдинг». Как уже писало ИА REGNUM, холдинг хотят обанкротить по иску от Евразийского банка развития (ЕАБР).

«Ситуацию по судебному процессу я знаю не понаслышке. Компания «Иволга-Холдинг» является крупным инвестором, наверное, во всех районах (области) они имеют посевные площади, кроме южных, элеваторы, у них трудятся люди. В принципе, у них суд идет с ЕАБР, спор о штрафах дополнительных и т.д., а в целом, сегодня идет работа по реструктуризации долга. Предварительно есть договоренность с ЕАБР, работа с ними идет. Надо немного подождать. А по остальным другим банкам в принципе больших проблем нет, есть сроки, они погашают, и здесь каких-то больших проблем я не вижу. Если даже крайнее что-то прогнозировать, если имущества какого-то лишится («Иволга-Холдинг»), то это наверно составит процентов 10 от всего объема. Думаю, на стабильную работу холдинга это не повлияет», — дал свой прогноз глава области.

Также на пресс-конференции был задан вопрос о названиях улиц в Рудном (город в области. — Прим. ИА REGNUM ) и о времени, когда они будут переименованы. На этот вопрос Мухамбетов ответил, что в этом регионе население на 61% состоит из представителей других национальностей, и поэтому «нет цели дать казахские названия всем улицам».

Отметим, Архимед Мухамбетов был назначен главой области в сентябре 2015 года. Его предшественник на этом посту, Нуралы Садуакасов, покинул пост по собственному желанию, однако следствие выясняет его причастность к коррупционным скандалам в Кустанае: мэр города Ахмедбек Ахметжанов был обвинен в получении крупных взяток, идет судебное разбирательство.