Свыше 7,63 трлн тенге (1,6 трлн рублей по курсу на 5.02.2016 г.) поступило в государственный бюджет Казахстана по итогам 2015 года, следует из статсборника, обнародованного Министерством финансов республики. В результате доходная часть бюджета оказалась перевыполнена на 5,4% или почти на 400 млрд тенге (82,8 млрд рублей).

Примечательно, что по итогам ноября доходы республики, по ведомственной статистике Минфина, составляли более 6,48 трлн тенге (1,36 трлн рублей), что на 0,6% меньше запланированного.

Бюджетные выкладки показывают, что основной объем декабрьских сверхпоступлений пришелся на корпоративный подоходный налог (КПН, +230 млрд тенге или 48,3 млрд рублей) и налогам на международную торговлю и внешние операции (+74,5 млрд тенге или 15,6 млрд рублей).

При детальном взгляде можно обнаружить, что весь прирост по КПН в декабре пришелся лишь по одному пункту бюджетной классификации — 101 110. Причем месячный объем поступлений по нему составил 386 млрд тенге (81,1 млрд рублей), что превышает поступления за 11 предыдущих месяцев (312 млрд тенге или 65,6 млрд рублей). В этот пункт входят корпоративные подоходные налоги с юрлиц-резидентов и нерезидентов, удерживаемый у источника выплаты, за исключением организаций нефтяного сектора. Касаясь платежей с внешних операций, можно констатировать, что он полностью пришелся на экспортную таможенную пошлину на сырую нефть (+110 млрд тенге или 23,1 млрд рублей).

Таким образом не исключено, что весомый вклад в рост поступлений сыграла девальвация тенге. Напомним, что по данным Нацбанка Казахстана, в декабре средневзвешенный курс тенге к доллару США ослаб до 322 тенге или 6,6% к предыдущему месяцу. Причем в отдельные дни декабря стоимость американской валюты достигала отметки 347 тенге.

В сравнении с 2014 годом поступления в госбюджет в 2015 упали на 4,5% или на 230 млрд тенге (48,3 млрд рублей). Основной причиной падения стало снижение доходов от налога на добавленную стоимость (НДС) — на 254,1 млрд тенге (53,3 млрд рублей). Параллельно в стране активно ведется дискуссия на тему замены НДС налогом с продаж, что, по замыслу, должно облегчить ведение бизнеса. Символично, что объем неналоговых поступлений на этом фоне составил 227,8 млрд тенге (47,8 млрд рублей), что на четверть или на 45,2 млрд тенге (9,5 млрд рублей) больше показателей годичной давности.

Расходная часть госбюджета в 2015 году составила 8,22 трлн тенге (1,72 трлн рублей), что на 0,5% (42,5 млрд тенге или 8,9 млрд рублей) меньше запланированного на год, но на 5,6% (436,3 млрд тенге или 91,5 млрд рублей) больше уровня годичной давности.

В структуре расходов наибольшее увеличение финансирования к уровню 2014 года зафиксировано по госуслугам общего характера (+213,6 млрд тенге или 44,8 млрд рублей) и социальному обеспечению (+164,8 млрд тенге или 34,5 млрд рублей). В свою очередь снижение бюджетных расходов наблюдалось в секторе ЖКХ (-111,6 млрд тенге или 23,4 млрд рублей), а также общественный порядок (-43,6 млрд тенге или 9,1 млрд рублей).

Напомним, в течение 2015 года, после двукратного падения цен на нефть и металлы, правительство Казахстана подвергало бюджет секвестру. Так, министр национальной экономики Ерболат Досаев заявлял, что оптимизации подвергнутся продолжающиеся затратные и продолжительные по реализации проекты, а также новые проекты и программы, с началом реализации в 2015 году.

В конце августа 2015 года правительство и Нацбанк Казахстана объявили о переходе на плавающий курс тенге. Свое решение власти связали со значительным ухудшением ситуации в экономике, вызванным низкими ценами на экспортные товары, и прежде всего, на нефть.

Тогда же, в ходе совещания по системным мерам экономической политики, президент Нурсултан Назарбаев объявил «мораторий на различные инициативы до 2018 года». В частности, было предложено ограничить финансирование новых проектов ввиду недостатка средств.