Сегодня доля «Газпрома» в общем объеме газоснабжения Грузии составляет лишь 12%, но Грузия надеется увеличить этот объем до 20%. Об этом в передаче «Выбор» телекомпании «Рустави-2» заявил министр энергетики Грузии Каха Каладзе.

Отвечая на вопрос ведущего о том, может ли Газпром использовать трубопровод и газоснабжение для политического давления на Грузию, министр отметил, что с первых дней своего назначения на должность делает все, чтобы страна стала энергетически независимой.

«Сегодня мы, к сожалению, энергетически зависим от России. Кроме газа, мы закупаем у России и определенное количество электроэнергии, так как она поставляет нам электроэнергию по более выгодной цене. Эти отношения были установлены еще моими предшественниками, и я не собираюсь их нарушать исходя из интересов моей страны и той ситуации, которая существует сегодня на энергетическом рынке Грузии», — заявил Каха Каладзе.

Министр подчеркнул, что у Грузии имеются возможности для того, чтобы стать энергетически независимой, и это прежде всего неосвоенные водные ресурсы, которые нынешнее правительство стремится максимально развивать.

«За последние три года мы осуществили в сфере энергетики столько новых проектов, что такого прогресса в энергетике Грузия после 70-х годов прошлого века и не помнит», — отметил Каладзе.

Кроме того, определенные надежды Грузия связывает с окончанием второй фазы проекта Шах-Дениз и строительством подземного газохранилища. Министр пояснил, что тот газ, который Грузия сегодня получает по трубопроводу Шах-Дениз, примерно 800 млн кубометров, является газом грузинского государства и ставит страну в приоритетное положение. Запуск второй фазы этого трубопровода, что планируется в 2019 году, позволит Грузии решить проблему дисбаланса в газоснабжении в зимний и летний период. Не меньше надежд возлагает министр энергетики и на Иран, с которого недавно Европа сняла санкции.

«Сегодня Грузия на 12% зависит от «Газпрома», и если будет возможность получить дополнительный объем газа, то доля Газпрома вырастет до 20%, но это будет продолжаться лишь до 2019 года, когда закончится вторая фаза проекта Шах-Дениз, когда у нас завершится строительство подземного газохранилища и проблема дисбаланса (зимой Грузия потребляет больше газа, чем летом) будет решена. Важно и то, что с Ирана сняли санкции, и мы сможем работать с Ираном, чтобы закупать у него дополнительные объемы. Если, конечно, цены будут конкурентными», — сообщил Каха Каладзе.

Что касается текущих переговоров с «Газпромом», министр заявил, что российская сторона ведет речь о замене компенсации газом на денежную компенсацию. По его словам, в министерстве энергетики Грузии проанализировали это требование и возможности России и установили, что в случае отказа грузинской стороны Россия уже в этом году вполне может изменить маршрут и начать поставки газа в Армению через Иран.

«В этом году Россия может транспортировать в Армению через Иран 1 миллиард кубометров, но в случае вложения определенных инвестиций в будущем эти объемы увеличатся», — заявил Каладзе.