В Алма-Ате у зданий двух банков прошел митинг, участники которого требуют перерасчета ипотечных займов из долларов в национальную валюту. Участники акции недовольны тем, как исполняется госпрограмма рефинансирования валютной ипотеки. Свои требования они изложили в письменном виде, так как руководство банков к собравшимся не вышло.

Государственная программа рефинансирования ипотеки была утверждена в апреле 2015 года и была призвана снизить уровень «токсичных» кредитов в Казахстане, уменьшить долларизацию экономики и риски социальной напряженности. Одним из критериев участия в госпрограмме является просрочка выплат по ипотеке более 90 дней на 1 января 2015 года.

То, что банки с большей охотой идут навстречу проблемным заемщикам, отметил в комментарии корреспонденту ИА REGNUM житель Алма-Аты Алмас Садыков, оформивший долларовую ипотеку в 2007 году и, как добросовестный плательщик, признанный платежеспособным, так и не получивший одобрения на участие в госпрограмме. «Банк не очень хочет работать с добросовестными клиентами, они, напротив, выбирают тактику всяких угроз. При этом я сомневаюсь, что участники различных объединений и движений встречаются с таким отношением. Напротив, митингующие угрожают сами, тем самым вынуждая банки занимать совсем другую позицию. И тут возникает вопрос: может быть, вместо писем и звонков тоже выйти на, казалось бы, бесполезное, неконструктивное, но зато создающее резонанс пикетирование? На сегодняшний митинг не пошел — решать вопросы надо цивилизованным путем, пока есть хоть один шанс для этого», — считает Садыков.

Однако, шансы невелики, пока клиент не доставляет банку проблем, считает собеседник: «Судя по всему, банк считает нас благополучными заемщиками, возможно, поэтому с осени 2015 года всячески оттягивает принятие решения. В устном разговоре прозвучала мысль: «Если бы у вас были просрочки, то, вероятно, решение вопроса было бы ускорено». В декабре вопрос перевода в тенге был, опять же, практически решен, но за пять дней до нового года нам сообщили, что все процессы приостановлены. Причин мы не знаем».

Алмас Садыков считает, что в скором времени курс тенге вынудит их семью перейти в категорию проблемных заемщиков: «Ежемесячный взнос равен $675. Сумма была терпимой, но лишь до последнего времени. Произошедшие изменения на валютном рынке вынудили нас обратиться в банк с просьбой об облегчении условий кредитования. Расчет простой: в 2012 г. 675 долларов составляли примерно 100 тысяч тенге, в 2014 г. — около 125 тысяч тенге, во второй половине 2015 г. — более 200 тысяч тенге, по сегодняшнему курсу — почти 250 тысяч тенге. Источников дохода в долларах мы не имеем, поэтому снижение курса тенге оказалось для нас критическим. Тем не менее, продолжали платить исправно и писали письма о переводе кредита в тенге. Но с января этого года уже не имеем возможности в полной мере осуществлять выплаты и уже допустили первую просрочку».

Отметим, что сегодня, 12 января, на казахстанской фондовой бирже средневзвешенный курс национальной валюты Казахстана установился на отметке 365,07 тенге за доллар. В пунктах обмена валюты пара тенге-доллар торгуется в пределах 366−368.