В районе озера Байкал по состоянию на октябрь 2015 года из планируемых 9 объектов по переработке отходов и сбросов загрязненных сточных вод в эксплуатацию введены только три, три объекта имеют среднюю степень строительной готовности (от 50 до 80%), еще три объекта — низкую (от 0 до 10%). Затягивание строительства и ввода в эксплуатацию планируемых объектов, особенно очистных сооружений, чревато дальнейшим усугублением ситуации с загрязнением озера Байкал. Об этом заявила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, сообщили в контрольном органе.

Сложившаяся ситуация связана с поздним перечислением регионам бюджетных средств. «576,1 млн рублей на строительство всех 9 объектов были доведены Минстроем России до регионов (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) только в декабре 2014 года. В результате освоение составило всего 18,6 млн рублей, или 3,3%. Остатки в объеме 527 млн рублей были возвращены в федеральный бюджет», — пояснил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Проверка также показала, что подведомственные учреждения Минприроды России не достаточно эффективно выполняют мероприятия ФЦП, направленные на охрану особо охраняемых природных территорий от пожаров. Так, в частности, по состоянию на октябрь 2015 года не введена в эксплуатацию ни одна из трех запланированных пожарных станций в Тункинском и Забайкальском нацпарках, что серьезно осложнило борьбу с возникающими пожарами. В ходе аудиторской проверки выявлены и другие серьезные нарушения.

«Одна из основных причин выявленных нарушений и низкого выполнения ФЦП — отсутствие контроля со стороны государственного заказчика (Минприроды России) как за ходом реализации программы в целом, так и за соблюдением регионами своих обязательств по соглашению на предоставление субсидий. «Фактически контроль Минприроды сводится к получению отчетных форм от государственных заказчиков и направлению сводной отчетности в Минэкономразвития, Минфин, Минобрнауки и Росстат. При этом достоверность представленных отчетов не проверяется, документы, подтверждающие выполнение мероприятий, не запрашиваются», — констатировала Голикова.

Счетная палата направила представления в Минприроды России и ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и обращение в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Напомним, в 2013—2015 гг. финансирование мероприятий по охране озера Байкал и развитию Байкальской природной территории осуществлялось в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012−2020 годы». Общий объем финансирования программы составил почти 7 млрд рублей.