Общероссийский народный фронт недоволен работой Федерального казначейства
Москва, 9 декабря, 2015, 11:38 — ИА Регнум. Общероссийский народный фронт (ОНФ) предложил президенту РФ Владимиру Путину назначить Министерство экономического развития ответственным за Единую информационную систему (ЕИС), которая должна заменить нынешний официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru. С такой инициативой на недавней встрече актива ОНФ со своим лидером, где, в частности, обсуждались вопросы противодействия коррупции и борьбы с неэффективными государственными расходами, выступил член регионального штаба Народного фронта Кемеровской области Максим Учватов.
Активист проекта ОНФ «За честные закупки» посетовал, что сайт госзакупок «работает со значительными сбоями», несмотря на то, что на его поддержку и эксплуатацию уже была потрачена «серьезная сумма». По данным Учватова, она составила 1 млрд руб. за 2013−2014 годы. Еще в 200 млн руб., как рассказал представитель ОНФ, обойдется создание ЕИС — портал должен заработать с 1 января 2016 года, но его запуск «уже один раз откладывали».
Учватов пояснил, что методологию системы разрабатывало Минэкономразвития, а реализацию производит Федеральное казначейство. Однако когда «фронтовики» пытаются проверить, на какой стадии находится работа над системой, «одни направляют к другим, другие направляют обратно, и конкретного ответственного нет». «В сентябре, отчаявшись, написали письмо в правительство, — сообщил Учватов Путину. — В ноябре нашим экспертам наконец-то решили показать эту новую единую информационную систему на бумаге, в виде картинок». Активисты беспокоятся, что портал не заработает и в намеченный срок, и предложили, во-первых, передать IT-функции Казначейства России Минэкономразвития, сделав его единственным ответственным за ЕИС, а во-вторых, создать экспертную группу, включив в нее в том числе специалистов ОНФ.
Президент обещал поговорить с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, согласившись с тем, что если есть «рассогласованность на бюрократическом уровне, то это нужно свести в один орган, который бы занимался этим вопросом». По мнению главы государства, «Минэкономразвития — это та инстанция, которая и должна заниматься подобными вещами».
Как напоминает «Независимая газета», критика ОНФ в адрес Федерального казначейства, вызванная его бездействием, слышится не впервые. Ведомство отвечает за реализацию целого ряда информационных проектов, в том числе, к примеру, за создание государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Планировалось, что она заработает с 1 января 2015 года. На сайт можно зайти и сейчас, но из-за крайне ограниченной функциональности воспользоваться его информацией не получается. Как сообщало издание CNews (10.07.15), в конце июня постановлением правительства сроки ввода в эксплуатацию портала были сдвинуты с 2015 на 2020 год, а общее финансирование определено примерно в 14,9 млрд руб. Уже проведенные работы, по разным оценкам, обошлись бюджету в 2−4 млрд руб. Еще 15 млрд руб. ушло на создание Автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК), на основе которой создается «Электронный бюджет».
Ранее IT-направление до своего ухода из казначейства курировал заместитель главы ведомства Алексей Попов, которого, как пишет «Росбалт» (19.11.15), некоторые упрекали в том, что вовремя не заработала АСФК, в недоработках портала госзакупок, и в том, что дорогостоящие тендеры на разработку, тестирование и сопровождение различных государственных информационных систем якобы выигрывают близкие к нему компании. Так, издание приводит в пример известный IT-холдинг IBS, «в состав которого входят созданные Поповым структуры». Последние пять лет в ведомстве по направлению Попова работает первый заместитель руководителя казначейства Сергей Гуральников, но, по данным «Росбалта», с его приходом ситуация не изменилась. СМИ также сообщает, что чиновника можно заподозрить в аффилированности с победителями конкурсов — как на создание государственных информационных систем, так и для нужд самого казначейства. В частности, как говорится в материале издания, одна из фирм регулярно получает заказы на модернизацию и обслуживание высокобюджетной Автоматизированной комплексной системы исполнения сметы органов казначейства (АКСИОК). По информации издания, производящая работы компания получила от ведомства «за поддержку программного обеспечения почти полмиллиарда рублей». При этом, отмечает «Росбалт», АКСИОК «уже давно и успешно разработан совсем другой компанией… и, судя по сайту разработчика, постоянно дополняется и обновляется».
СМИ также подсчитало доходы Сергея Гуральникова, которые, судя по приведенным журналистами данным, сильно повысились по сравнению со временем, когда он занимал должность руководителя Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю. Если в 2010 году (перешел в казначейство в октябре 2010-го) чиновник задекларировал около 2,5 млн руб., то в 2011 году — уже 27 млн руб., приводит цифры издание.
«Росбалт» отмечает, что «многие заказы казначейства оседают в аффилированных с Гуральниковым структурах в обход сайта госзакупок». Впрочем, как говорили на встрече представители ОНФ, активисты которого регулярно проводят анализ контрактов и функционирования zakupki.gov.ru, и этот портал сегодня «содержит недочеты, создающие возможности для использования коррупционных серых схем. Так, по информации «фронтовиков», заказчик одного из аукционов добавил в текст технического задания символы, невидимые для человеческого глаза, которые обнаруживаются только после копирования содержания документа в текстовый редактор. Особенно часто эксперты сталкиваются с тем, что отсутствует информация об изменении статуса конкурсов и другими недоработками, по которым нельзя понять, чем завершился тот или иной тендер.
Об этом активисты проекта «За честные закупки» проинформировали в том числе Казначейство России в конце октября этого года и призвали ведомство устранить технические ошибки. «Считаем, что размещаемая на официальном сайте закупок информация требует дополнительного технологического контроля, препятствующего использованию в коррупционных целях «программных недоработок», — сказал тогда руководитель проекта Антон Гетта. Он также подчеркнул, что кураторы создания ЕИС «обязательно должны учитывать подсказки общественных контролеров и активистов ОНФ», чтобы система была «лишена недостатков портала zakupki.gov.ru» и стала «более прозрачной и эффективной». «В противном случае у нас возникнут вопросы к разработчикам этой дорогостоящей системы», — пообещал Гетта. Однако, судя по выступлению активиста проекта «За честные закупки» Максима Учватова на встрече с лидером ОНФ, призыв Народного фронта услышан не был.