Распространение режима свободного порта на другие территории Дальнего Востока нужно «принять на усмотрение опыта» — то есть сначала понаблюдать и оценить, как он работает в порту Владивостока. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказала профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, доктор исторических наук, эксперт в области мировой практики порто-франко Наталья Беляева.

Читайте также: Режим Свободного порта Владивосток пока не будет работать в полную силу»

«Когда-то весь Дальний Восток был порто-франко. Ничего плохого я в этом не вижу, но надо заранее оценить, какие будут экономические, социальные, демографические и прочие последствия. Распространять режим свободного порта ради свободного порта неправильно. Тем более, что опыта пока нет, нет наработок, 1 резидент: только формируется еще структура. Распространять надо поэтапно, после анализа результатов. Ничего плохого нет в том, чтобы расширять этот опыт, но торопливость не нужна, тем более что ситуация в стране и в мире непростая», — считает Наталья Беляева.

Она отметила, что когда-то была такая формула: «принять на усмотрение опыта». Когда принимали что-то новое в одном месте, потом, перед тем, как вводить новшество где-то еще, сначала какое-то время наблюдали, как это работает, и надо ли распространять или нет. Так, когда стали в порто-франко привозить некачественный алкоголь, в порту Владивостока ввели пошлину в размере акциза на иностранный алкоголь. Три года эта мера действовала только в одном порту, и только потом, когда стало ясно, что она работает, была распространена на другие территории.

Эксперт тем не менее предположила, что если на федеральном уровне сейчас обсуждается решение распространить режим свободного порта, то на это есть достаточно весомые аргументы.

Напомним, общественная палата РФ намерена обсудить в «нулевом чтении» законопроект «О свободном порте Дальнего Востока», предусматривающий распространение режима свободного порта Владивосток на отдельные территории ДФО. В их число входят городской округ Петропавловск-Камчатский, Вилючинский городской округ, Елизовский муниципальный район.

Как сообщало ИА REGNUM, закон «О Свободном порте Владивосток» вступил в силу 12 октября, но пока будет работать в ограниченном режиме. Проблема в том, что не готова почти половина необходимых подзаконных актов.

По мнению Натальи Беляевой, в частности, еще не согласован механизм безвизового пребывания в порту, есть сложности с таможенным законодательством. Кроме того, пока непонятно, к каким социальным последствиям приведет нововведение: надо лучше разъяснять суть закона населению, чтобы люди не ждали манны небесной.