Самарская общественность, представители власти, руководители управляющих организаций полны идеями, как усилить давление на жителей региона, имеющих долги за услуги ЖКХ. На заседании круглого стола, прошедшего под эгидой областной Общественной палаты и под лозунгом «Растущие неплатежи — серьезная угроза для отрасли ЖКХ», они не только делились эффективным опытом работы в этом направлении, но и предложили новые способы «выбивания долгов», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Статистика по должникам в Самарском регионе — отнюдь не выглядит удручающе. По данным начальника отдела организации исполнительного производства УФССП по Самарской области Марины Савиновой, на сегодняшний день в ее ведомстве всего 55 тыс. исполнительных производств по взысканию долгов за коммунальные услуги (примерно 5,5% от всех исполнительных листов, которые находятся в работе). Но, ее огорчает другое — закон ограничивает возможности судебных приставов войти в квартиру, если хозяин против.

Однако, возможно, в скором времени ситуация изменится: Министерством юстиции РФ уже разработан законопроект, призванный существенно повысить статус Федеральной службы судебных приставов и наделить ее сотрудников, выразила надежду Марина Савинова.

По данным начальника управления продаж Самарского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Михаила Милованова, неплатежи его компании достигли 6,8 млрд рублей. «И это не долги населения: деньги «теряются» где-то на полпути между конечным потребителем и ресурсоснабжающей организацией», — заявил он, говоря о том, что население платит управляющим компаниям в его случае за отопление и горячую воду, но деньги до его предприятия не доходят.

Наибольшие проблемы наблюдаются в областной столице, констатирует он, приводя конкретные примеры. Так, не прошедшая лицензирование и ушедшая с рынка УК «ВАСКО» оставила долг более чем в 900 млн рублей, а относительно недавно вышедшая на рынок компания «ЖКС» уже накопила долг перед ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» более чем в 500 млн.

Зампредседателя комиссии Общественной палаты области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Дмитрий Камынин выразил мысль, что «первой и основной причиной» неплатежей за услуги ЖКХ является их низкое качество. Что нужно разделять ситуации — одно дело, когда семья испытывает серьезные жизненные проблемы, и совсем иное, когда достаточно состоятельный собственник не платит «из принципа». Его предложение — действовать не только «методом кнута».

Читайте также: Деятельностью УК недовольны 68% самарцев, но бороться с ними они не готовы

Пока же именно такой метод преобладает в арсенале и органов местного самоуправления, и управляющих организаций. На помощь им приходит и Госдума. В начале декабря вступит в силу Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Отныне пени за просрочку платежей за ЖКУ будут начисляться в обязательном порядке.

Участники заседания наперебой делились своими успехами на поприще борьбы с должниками. В основной массе, методы примерно одинаковые. Органы местного самоуправления ведут разъяснительную работу с жильцами, действуя как самостоятельно (в том числе через средства массовой информации), так и с привлечением актива советов многоквартирных домов. Управляющие компании практикуют «цветные квитанции», списки злостных неплательщиков вывешиваются на дверях подъездов. А, например, в Отрадном, как рассказала ведущий специалист отдела по ЖКХ и обслуживанию населения администрации этого города Анна Казакова, ежеквартально публикуются и в местных СМИ.

«К сожалению, самый эффективный способ сегодня — это введение ограничений в поставке ресурсов», — заявил заместитель руководителя департамента ЖКХ мэрии Самары Богдан Корчуганов, вызвав одобрение присутствующих. Но с оговоркой. «Необходимо разработать механизмы, которые позволят применять такую достаточно действенную меру, как ограничение коммунальных услуг, более широко, упростить порядок ограничения коммунальных услуг неплательщикам», — призвала председатель ТСЖ «Янтарь» Ольга Супонева.

«К злостным неплательщикам должны применяться самые жесткие меры, вплоть до выселения граждан, — настаивал член комиссии Константин Ушамирский. — Причем эта мера должна быть законодательно распространена и на собственников: продавать квартиру и купить меньшую по площади».

У управляющих компаний — свои «фишки» — коллекторские агентства. «Эта практика вызвала сильную бурю негодования со стороны жителей-должников», — «добавила свои пять копеек» начальник отдела развития ЖКХ департамента городского хозяйства администрации Новокуйбышевска Татьяна Манчук. Но управляющая компания, по ее словам, действовала в рамках закона: в договоре управления многоквартирным домом прописан пункт о том, что УК может привлекать третьих лиц для взыскания задолженности. При этом, как было сказано, в Новокуйбышевске процент собираемости платы за ЖКУ доходит до 97%, остальным муниципалитетам о таких цифрах приходится только мечтать.

«Справка об отсутствии задолженности за ЖКУ должна вернуться в список обязательных документов при совершении каких-либо сделок с недвижимостью, — выдвинул свои идеи глава комиссии Общественной палаты области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ — руководитель Самарского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Виктор Часовских. — Наверное, стоит серьезно отнестись к прозвучавшему сегодня от председателей ТСЖ предложению о необходимости сообщать о наличии задолженности работодателям должников: это может быть особенно действенным, когда речь идет о государственных и муниципальных учреждениях, крупных предприятиях. Возможно, настало время применять к неплательщикам за услуги ЖКХ столь же жесткие меры, какие сегодня вводятся в отношении неплательщиков алиментов».

«И, конечно, одно из самых важных направлений работы — культивирование нетерпимого отношения к должникам (за исключением тех, кто действительно попал в трудную жизненную ситуацию). Эта работа должна проводится очень интенсивно, в том числе, через средства массовой информации», — подвел итог Виктор Часовских.

Читайте также: В Самарской области МУП «Красноярское ЖКХ» само устанавливало тарифы