«Как либерал, я считаю: чем больше интеграция, чем больше пространство, на котором действуют рыночные законы и нет никаких препятствий для бизнеса — там быстрее будет развиваться экономика, поэтому я за интеграцию на рыночной базе. Владимир Путин тоже был за интеграцию на рыночной основе. Почему? Потому, говорил он, что потом мы сможем интегрироваться и с Европейским союзом, и с другими объединениями, и наша интеграция станет частью интеграции будущего. Я был за такую интеграцию и сегодня на этой позиции остаюсь», — заявил в ходе состоявшегося 10 ноября международного круглого стола «Проблемное поле и образ желаемого будущего финансовой среды ЕАЭС: действующая и желаемая нормативно-правовая база» белорусский экономист, кандидат экономических наук Леонид Злотников, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Своё выступление Леонид Злотников начал с ответа на выступление предыдущего докладчика — Валерия Байнёва. Два известных белорусских экономиста противоположных взглядов по-разному оценили причины роста инфляции и других кризисных явлений в экономиках стран ЕАЭС, но сошлись во мнении, что экономическая интеграция невозможна без общепринятых правил и базовой для всех стран модели развития.

Как либерал, Злотников предложил своё видение целей и методов регулирования национальных и финансовых рынков в условиях развития ЕАЭС. По мнению Злотникова, Александр Лукашенко и Валерий Байнёв являются единомышленниками и этим объясняется плачевное состояние белорусской экономики.

«Петр Прокопович написал записку президенту, получил в своё управление Нацбанк и провёл политику под лозунгом «надо вбрасывать деньги в экономику, надо поднять коэффициенту монетизации — тогда экономика будет работать». Всё, что предлагал Байнёв, Прокопович реализовал в течение трёх лет. Что в результате: коэффициент монетизации М2 и М3 ещё более понизился, инфляция раскрутилась до 390% по промышленным товарам, 400% — это инфляция 1999 года. Реализация этой политики привела к полному провалу, — сказал Злотников. — В России тоже такие разговоры были — «мало денег». Дали денег — стало ещё хуже. И дефицит денег в 1999 году был ещё более острым, чем в 1996 году — коэффициент монетизации это отражает. Игнорирование экономической теории плохо для страны кончается».

«Да, не надо деньги пускать в спекулятивный капитал, — продолжил Злотников, оппонируя Байнёву. — Надо деньги пустить на предприятия, подконтрольные государству. В Белоруссии это сделали. У нас все инвестиции поделены на две части, которые идут под контролем государства на госпредприятия, они проходят через специально созданный «Банк развития», который под давлением МВФ создали, чтобы сделать нормальную систему».

Вместо этого белорусский государственный «Банк развития Республики Беларусь», который возглавляет Сергей Румас, занялся обеспечением госпредприятий финансовыми ресурсами по низким процентным ставкам, отметил эксперт. «У нас инфляция в прошлом году составила 17%, у нас госпредприятия получали деньги от 9% до 17% — то есть по реально отрицательному проценту получали деньги», — сказал он. Эксперт обратил внимание на то, что около 60% инвестиций в Белоруссии были предоставлены госпредприятиям по фактически, отрицательным ставкам (ниже инфляции) отметив, что такие меры не стали панацеей и поэтому белорусская промышленность находится в кризисе.

По мнению Злотникова, госинвестиции при своеобразном подходе к финансам «дали нулевой эффект — это признано и Всемирным банком, это признано и белорусскими специалистами». Эксперт отметил, что Нацбанк Белоруссии взял на себя обязательство к 2020 году полностью перейти на предоставление кредитов всем на рыночных условиях. Данный опыт, отметил белорусский экономист, обращаясь к московской студии через телемост, следует учитывать, так как «популисты у власти могут довести страну до известного состояния» и это немаловажно в условиях интеграции.

Оценивая перспективы введения единой валюты ЕАЭС, Злотников сказал: «Введение единой валюты предполагает выравнивание экономических условий. Когда создавали ЕАЭС, говорили о равных макроэкономических условиях. Естественно, инфляция не может отклоняться более, чем на 5%, но в Белоруссии это условие не соблюдается. Естественно, надо выровнять валютный рынок, валютный курс, а валютный курс должен отражать покупательскую способность в естественных условиях — этого нет пока. Каждая страна по-своему проводит девальвацию».

«Надо выровнять экономические условия. Нужна примерно одинаковая система налогообложения, в частности — доля налогов в ВВП. Надо убрать в Белоруссии перекрестное субсидирование», — заявил Злотников.

«Иначе наши предприятия белорусские окажутся в неравных условиях и будут убыточными — не потому, что они плохие, а потому, что они в таких условиях. Кстати, убыточных предприятий в Белоруссии реально больше 60%, — продолжил он. — Мы что с такими предприятиями будем вступать в интеграцию с Россией и Казахстаном? Белорусские убыточные предприятия искусственно поддерживаются государством за счёт и кредитно-денежной политики, и искусственного сдерживания цен, и других мер».

«Интеграция на нерыночных условиях, без выравнивания условий Белоруссии не нужна — она губительна для Белоруссии», — подчеркнул Злотников.

«Лукашенко заявляет: «Зачем нашим предприятиям конкурировать?». Это то, что сейчас говорит Байнёв», — продолжил Злотников. На что немедленно отозвался Байнёв, отметив, что о создании «взаимодополняющих производств» говорил именно президент России Владимир Путин.

Злотников не сдавался и сослался на обмен мнениями между президентами России и Белоруссии в 2011 году посредством российской газеты «Известия». Эксперт указал на выступление Лукашенко, который предложил России отказаться от производства тракторов и покупать продукцию МТЗ — то есть, как считает Злотников, руководитель постсоветской республики фактически «предложил плановую экономику». На это, отметил экономист, Путин ответил, что «наша интеграция будет на рыночных основах».

«Равные условия не будут созданы, прежде всего, в силу юридических основ Евразийского союза», — констатировал белорусский экономист, оценивая правовые барьеры на пути создания единого финансового евразийского рынка. Он пояснил: «У нас что записано во всех документах? Последняя инстанция — это главы государств и главы правительств, которые решают проблемы консенсусом. Предположим, Белоруссия не выполняет какие-то условия. Хозяйственный суд ЕАЭС (видимо, Евразийский экономический суд — прим. ИА REGNUM) предпишет Белоруссии что-то сделать, исполнить, а Минск не выполнит. И что смогут сделать с белорусскими чиновниками? Наказать смогут? Нет! Решение будет передано на уровень глав государств. Вот соберутся, приедет президент Лукашенко и скажет: «Да не хочу я этого делать». И всё! И ничего нельзя сделать! Это же не ЕС, где обязательны решения. В ЕАЭС делегируются белорусские управленцы, которых в любой момент могут отозвать, если они будут голосовать не так, как хочет президент — в ЕС такого нет».

«Та правовая основа, которая есть в ЕАЭС, никогда не приведёт к равным условиям, пока президентом является Лукашенко. Рыночной интеграции не будет», — уверен белорусский эксперт.

«Принципиальный вопрос: какой должна быть интеграция? На плановой или рыночной основе? Какой является позиция нашего руководства?», — указал Злотников на ключевую проблему, ставшую поводом для полемики во время круглого стола.

Организатором мероприятия, прошедшем в режиме международного телемоста, выступил Институт экономических стратегий РАН. Участие в обсуждении проблем евразийской интеграции приняли участие эксперты, приглашенные редакцией белорусского научного журнала «Новая экономика».

Как сообщало ИА REGNUM, белорусские экономисты и политологи неоднократно поднимали вопрос о необходимости ускорения интеграции в рамках Евразийского союза. Вместе с тем позиция официального Минска по вопросу введения единой валюты Союзного государства Белоруссии и России, равно как и единой валюты ЕАЭС, остаётся сдержанной. Не больший энтузиазм выказывает и Казахстан, ориентирующийся на перспективу введения единой валюты союза не ранее 2015 года.