Михаил Сергеевич Шкабардня — доктор технических наук, Герой Социалистического Труда за проект «Энергия — Буран», Лауреат государственной премии СССР (1976), замминистра, министр приборостроения средств автоматизации и систем управления СССР (1967−1989); Управляющий делами Совета Министров СССР (1989−1990)

ИА REGNUM: Сегодня уже стало привычным, что вся окружающая нас электроника — импортная. Либо так называемое «отвёрточное» производство. Когда у нас только собирают из запчастей, привезённых откуда-то из-за рубежа. Вы же были министром приборостроения и автоматических систем управления СССР. Министром — несуществующей сегодня отрасли. Выходит, у нас не было ни приборов, ни систем управления, ни электроники. Либо всё было такого низкого качества, что и говорить стыдно?

— Ерунда какая-то. Давайте начнём вот с чего. В России до революции 1917 года не было авиационной промышленности. Судостроение, кстати говоря, какое-то было. Приборостроения — не было. Станкостроение было очень слабое. Про электротехнику даже говорить не будем.

И — посмотрите на страну после проведения программы индустриализации, когда построены заводы, когда появилась мощность производить. Ведь, в конце концов, для этого надо просто взять статистические отчеты за те годы. Хотя бы за последние пятилетки. Например, 1980−1985 годы. Там четко и ясно всё расписано. Какое место стал занимать Советский Союз в различных отраслях народного хозяйства. В Европе — почти по всем направлениям мы занимали ведущие места. Так же, как и в мире.

Здесь прогресс настолько был очевидный … Все электростанции, атомные станции, атомный флот — это всё было построено с огромным вкладом приборостроения. Всё. Ведь в России и Советском Союзе были построены первые атомные электростанции, первый атомный ледоход был построен в СССР. Впервые. Всё оборудование, управление техническими процессами — всё это были наши системы управления. На нашей технике полностью. Подводный флот оснащался системой управления, системой обнаружения судов противника. А космос? Ведь это же известно, и во всем мире приняты достижения Советского Союза. И туда вклад невероятно огромный, в том числе и приборостроителей.

Я получил звезду героя за разработку и успешные испытания комплекса «Энергия — Буран». Это же не шутки. У нас же был построен целый подземный город на Байконуре. Там была размещена в том числе вычислительная техника. Программное обеспечение было сделано. Всё, чтобы обеспечить успешное выполнение программы. Всё было очень серьезно. В мелиорации той же. Без приборов нашей отрасли промышленность просто не могла бы… Мы же ничего купить за рубежом не могли. Всё делали сами.

Читайте подробнее: «Приборостроения нет. Станкостроения нет. Это были отрасли. Теперь их нет»