В сентябрьском рейтинге Standard&Poor's российский банковский сектор вошел в 8-ю, практически максимальную группу риска. Хуже, по мнению агентства, обстоят дела только у банков Нигерии. Как отмечают аналитики, причинами такой негативной динамики стали ужесточение рисковой политики регулятора, общее ослабление экономики, а также снижение доходов населения.

С начала года Центробанк лишил лицензий около 60 коммерческих банков и свыше 200 МФО. По данным «Росбалта», регулятор даже завел свой закрытый рейтинг национальных банков, который отражает степень успешности или неудач того или иного банка. Эксперты отмечают, что его 3-я и 4-я группы, в которых «располагаются» кредитные организации, испытывающие серьезные экономические трудности и просто неплатёжеспособные — повышенного риска, стремительно пополняются.

В Роспотребнадзоре доля жалоб, касающихся обмана или неправомерной деятельности банков, с начала года выросла более чем на 60%. Основные претензии пользователей финансовых услуг заключаются в том, что кредитные организации навязывают им дополнительные услуги и выставляют условия, о которых потребители не знали в силу недостатка информации. Общероссийский народный фронт (ОНФ) составил рейтинг банков, которые, по мнению граждан, чаще всего навязывают дополнительные услуги или в одностороннем порядке устанавливают драконовские тарифы, тем самым нарушая права потребителей. В тройку «лидеров» рейтинга вкладчиков, по информации «Росбалта», вошли банки «Русский стандарт» (27%), «Московский кредитный банк» (21%) и «Альфа-Банк» (20%).

«Тем не менее, многие частные банки продолжают вести рисковую, подчас даже авантюрную политику, — отмечает издание, — депозиты частников уходят на поддержку бизнеса бенефициариев, покупку кредитно-инвестиционных структур сомнительного свойства — для привлечения все новых вкладчиков. Так, «Московский кредитный банк» недавно стал совладельцем ОАО «НПФ «Согласие», пытался выкупить банк Уралсиб, вложился в аптечную сеть «36,6». «Не только МКБ, но и другие банки пытаются за счет приобретения непрофильных и не приносящих прибыли активов повысить собственную «псевдоликвидность», — отмечает «Росбалт». — ЦБ РФ пока недостаточно внимательно отслеживает такие покупки, когда деньги вкладчиков оказываются вложенными в сомнительные активы, под которые не создаются обязательные резервы, а отчётность становится недостоверной, ведь формально такие активы становятся уже не кредитами, а «основными средствами».

«Агентство страхования вкладов в данной ситуации также не может остаться в стороне и должно учитывать вероятность наличия проблем в любой кредитной организации, — отмечает ИА «Росбалт». — Ведь в случае банкротства такого банка, как «Московский кредитный банк», Агентство должно будет раскошелиться почти на 150 млрд рублей».