В том, что новый годовой бюджет-2016 будет жестким, если не жестоким, не сомневается почти никто — выступление первого заместителя председателя правительства России Игоря Шувалова в Совете Федерации лишь окончательно утвердило эту мысль в умах жителей страны. В тоже время прогнозы относительно статей расходов, которые могут урезать, и размеров самих сокращения, разнятся. Также разнятся и мнения представителей профессиональных сообществ о том, какие пункты расходов нельзя трогать ни в коем случае, и как новые реалии отразятся на бизнесе и банковской среде. Ученые и предприниматели выразили свою точку зрения в комментариях корреспонденту ИА REGNUM.

Карл Шпицвег. Отдых в винограднике. 1845

Читайте также: Бюджет-2016: Бюджет выживания и эффективность

Уравниловки не будет

По прогнозам руководителя аналитического центра финансовых исследований НИИ Минфина РФ, профессора Финансового университета при правительстве РФ Игоря Варьяша, общее сокращение бюджета ожидается на уровне 5−10%.

«Уравниловки не будет, — считает Варьяш. — Надо иметь в виду, вполне вероятно, что нефть может и подрасти, и не снижаться, и тогда с бюджетом будет полегче. При этом, отмечу, это огромная ошибка экономистов, которые ориентируются только на цены на нефть. У нас же еще есть металл, лес, газ и так далее».

Поддержка реального сектора и идеальная ставка

Президент ТПП РФ Сергей Катырин, в свою очередь, напомнил об особенностях течения прошлого кризиса 2008−2009 годов и заявил, что в предпринимательской среде сейчас преобладают «сберегательные настроения», когда подавляющее большинство предприятий воздерживаются от инвестиций и сокращают программы развития:

«Возросшая в 2015 году общая прибыльность (по преимуществу экспортно-ориентированных предприятий) пока не подразумевает инвестиционного роста — менеджмент предприятий предпочитает направлять средства на другие цели, сокращая программы развития».

Он напомнил, что в 2009 году правительство Владимира Путина жестко увязало поддержку банков с кредитованием реального сектора экономики. Тогда было принято простое решение — сколько денег банк получил, на столько и должен выдать кредитов предприятиям. Соответственно, банки, получившие помощь государства, должны были в не меньшем объеме, чем госпомощь, обеспечить кредитование реального сектора и граждан по ставке не выше, чем ставка рефинансирования (в конце 2009 года — 8,75%) плюс 3 процентных пункта.

«По итогам 2009 года такие займы обошлись реальному сектору в среднем по 16%. Как итог — рост объемов продукции обрабатывающих производств составил почти 14%! Цифры показывают, что деньги до реального сектора все-таки дошли и сработали на поддержку предприятий. Очевиден выход: низкая ставка наряду со строгим банковским контролем», — обрисовал общую ситуацию в банковской среде глава палаты.

Он отметил, что опыт работы ТПП РФ по содействию привлечению инвестиций в проекты российских компаний реального сектора показывает, что настоящая «разморозка» кредитования начнется, когда эффективная ставка для заемщика будет в районе 13% и ниже:

«Конечная ставка на уровне 10% для получателей средств обеспечивает поддержание производства на текущем уровне, активные инвестиции в новые проекты начинаются при ставке ниже 8%».

По мнению Катырина, в сегодняшних непростых условиях «идеальной» ставкой является 5%. «Кстати, Фонд развития промышленности, с которым ТПП РФ активно сотрудничает, предоставляет средства российским предприятиям именно по такой ставке, причем на срок до 7 лет. Это достойный государственный механизм поддержки отечественных компаний реального сектора, готовых развивать свое производство», — резюмировал эксперт.

Сократят поддержку образования, здравоохранения и культуры

По мнению директора Института финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Виталия Шарова, проблемы с бюджетом в России определяются способностью хорошо работать.

«Мы, к сожалению, на самом деле работаем хуже, чем могли бы работать. А в некоторых областях вообще очень плохо: например, только сейчас, после того как мы ввели антисанкции, наше сельское хозяйство ожило, люди «засучили рукава» и результаты сразу на лицо. Вот если бы в остальных отраслях промышленности мы делали тоже самое, то проблем с бюджетом было бы существенно меньше, поскольку больше, чем 50% бюджета наполняется нашими ресурсами естественными, которых в стране у нас много, это и энергоносители, и дерево, и электроэнергию, что мы экспортируем», — заявил он.

Он отметил, что грядущая бюджет, скорее всего, сконструируют с уменьшением финансирования наиболее легко секвестрируемых отраслей народного хозяйства.

«Это и образование, и здравоохранение, — там легче, там меньше такого влияния как на внутреннюю, так и на внешнюю ситуацию в стране. В прошлом году было фактически уменьшение бюджета на образование, культуру и здравоохранение. И сейчас это продолжиться».

Читайте также: В ожидании бюджета-2016: Медики заговорили о новом демографическом кризисе

В тоже время Шаров отметил, что правительство вряд ли пойдет на сокращение социальной поддержки, хотя и это также возможно.

«Например, если заморозят индексацию пенсии или каких-то других социальных выплат, то это конечно плохо скажется на уровне жизни наименее обеспеченного населения страны. Но, тем не менее, это может произойти. Судя по тому, что сейчас происходит в мире, промышленность и оборону надо всячески стимулировать и развивать. Это не только надо делать, перераспределяя бюджет, надо просто лучше работать!» — резюмировал он.

Малый бизнес не всерьез

Член Совета Московского отделения ОПОРЫ России Дмитрий Несветов отметил особую важность поддержки малого бизнеса:

«Сокращение бюджетных расходов должно пойти на пользу экономике, особенно если благодаря этой мере властям удастся решить бюджетные проблемы и обуздать инфляцию. Однако будет печально, если сокращение коснется и программ поддержки МСП (малого и среднего предпринимательства)».

По словам эксперта, сегодня один из наиболее существенных недостатков господдержки малого бизнеса — это то, что выделяемые средства очень часто не доходят до реального сектора экономики. Они «тормозятся» в государственных и полугосударственных банковских структурах, где за счет этих средств решаются совсем другие вопросы. И, в сущности, кредитовать малый и средний бизнес всерьез никто не заинтересован.

Читайте также: «Стартаперу здесь делать нечего»: новые квоты для малого бизнеса — миф?

«Для того, чтобы деньги, выделяемые государством на поддержку малых предприятий, расходовались эффективно, необходимо как следует проработать содержательную часть программ, которые будет реализовывать госкорпорация по поддержке МСП, а также определить финансовые стимулы для банковской системы. В противном случае, бюджетные средства продолжат расходоваться неэффективно, программы будут работать точечно, малый бизнес не почувствует системной поддержки — то есть ситуация принципиально не изменится», — подчеркнул Несветов.

Из небольшого числа действующих сегодня инструментов господдержки бизнеса он выделил программу кредитных гарантий, а также отдельные работающие программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Хотя многие из них уже сворачиваются, отметил эксперт.

«Небольшой масштаб этих механизмов поддержки и их локализация не оказывает системного влияния на бизнес. Предприниматели по-прежнему отрезаны от финансовых ресурсов, и это, на сегодняшний день, пожалуй, основная проблема для бизнеса — малого, среднего, крупного», — резюмировал эксперт.

Напомним, 30 сентября президент России Владимир Путин подписал закон о подготовке однолетнего бюджета на 2016 год. Такой вариант бюджета глава Минфина Антон Силуанов ранее уже назвал вынужденной и разовой мерой, а первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации 30 сентября предупредил, что бюджет будет «достаточно жестким» и отметил, что таким образом Россия расплачивается за экономический рост. К рассмотрению нового бюджета в правительстве преступят 8 октября.