Предложение первого вице-премьера Игоря Шувалова внести поправки в федеральный закон и обязать крупные частные предприятия отдавать часть заказов малому бизнесу только упростит процедуру «отмывания денег», но не приведет к реальной поддержке малого предпринимательства, заявил корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор юридической компании Urvista Алексей Петропольский. По мнению эксперта, стартаперам «нечего делать» в сфере закупок для больших частников, так как они не смогут предложить скидки, которые привыкли получать крупные оптовики, и последние прибегнут к помощи аффилированных малых предприятий для соблюдения закона.

Напомним, Игорь Шувалов заявил, что по аналогии с соответствующим законом для государственных компаний, квоты на закупки у малого бизнеса необходимо распространить и на частные предприятия. По его словам, данные поправки уже разрабатываются совместно с ФАС и станут частью антикризисного законодательства, сообщают «Ведомости».

«Реально этот закон упростит отмывание денег. Потому что пойти зарегистрировать фирму — это очень просто», — считает Петропольский. По его мнению, квоты для малого бизнеса от крупных частных компаний установят на примерно таком же уровне, как для госзакупок (18%), аналогичными могут стать и проблемы: желая получать привычные скидки на крупный опт, некоторые многомиллиардные компании скорее прибегнут к созданию аффилированных мелких фирм, якобы предлагающих лучшую цену, и все равно будут проводить закупки через себя.

«Представьте крупный подряд на поставку, допустим, какой-то техники. Малый бизнес фактически лучшую цену дать не может, потому что там работает мало людей, объемы маленькие, а трудозатраты больше. И что сделает бизнес? Он создаст свою маленькую компанию, даст лучшую цену на тендере и через себя же пропустит этот тендер по факту. Деньги упадут на малый бизнес, а исполнит все реально средний. То есть, чтобы деньги дошли до реального малого бизнеса, нужно очень постараться», — заявил эксперт.

Во вторую очередь крупный бизнес пугает и отсутствие критериев отбора малых компаний — подать заявку может любая фирма, зарегистрированная хоть месяц назад. При этом о репутации этой компании и профессионализме ее сотрудников ничего не известно. «Теоретически, стартаперу здесь делать нечего. Опять же, теоретически, как это работает в Европе? Каждая компания набирает определенные баллы по системе торгов, который зависят от числа выигранных и осуществленных тендеров. Она формирует свое портфолио и, согласно этому портфолио, выбирается наиболее приоритетный исполнитель. Но это довольно сложная система отбора, сложная система анализа, которая требует технических доработок наших площадок».

Впрочем, проект Шувалова пока далек от реализации, пояснил корреспонденту ИА REGNUM председатель комитета по энергетике Московского отделения ОПОРЫ России Валерий Шагаев. «Каких-либо конкретных документов, писем нет, а обсуждать можно долго и бесконечно. Единственный документ, который был принят в этой области — это постановление № 1352 (ПП РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», прим. ИА REGNUM). Какие иные есть инициативы и обсуждаются ли они — это неопределенная информация. Все инициативы проходят через рабочую группу АСИ (Агентства стратегических инициатив, прим.), а рабочая группа АСИ заседала в сентябре — этот вопрос там не поднимался и иных инициатив там не обсуждалось».

Что же касается аналогий с закупками для госкомпаний, то, по словам Шагаева, в бюрократическом понимании большинство госкомпаний до конца года выйдут, хотя бы примерно, на диктуемые законом показатели (по итогам 2015 года крупные компании должны отдать малому бизнесу 9% заказов), но являются ли поставщики аффилированные или нет, отследить практически невозможно. А для компаний, занятых в сфере энергетики, особенно атомной энергетики (как Росатом), выполнение квот затруднительно из-за специфики закупаемого сырья, ведь малый бизнес в этом секторе практически не задействован.

«Его нет ни на бумаге, ни в виде дорожной карты, тем более в виде подготовки какого-то проекта, никак нет. Возможно, только на словах. То есть никакого законодательного акта, документа, внесения изменения в закон нет. Последнее изменение (закона 1352, прим. ИА REGNUM), которое было в июле 2015 года — это 223 ФЗ, оно не касается малого и среднего бизнеса», — обозначил Шагаев ближайшие перспективы правительственной инициативы.