В Казахстане приступили к разработке программы поддержки местного легпрома
Астана, 21 сентября, 2015, 16:02 — ИА Регнум. Программа под условным названием «Казбренд» позволит вывести продукцию казахстанского легкопрома на вынешние рынки и сделать ее узнаваемой. Об этом сегодня, 21 сентября, заявил Тимур Нурашев, заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Заявление прозвучало в ходе брифинга, посвященного конкурентоспособности казахстанской промышленности.
«В легкой промышленности мы испытываем серьезную конкуренцию, как в рамках ЕАЭС, так и со стороны наших ближайших соседей — это Китай, Турция, ряд других стран. Тем не менее, у нас есть и хорошие показатели — предприятия, которые смогли выстроить свою стратегию развития, нашли свой экспортный бренд», — отметил Нурашев.
По его словам, комитет совместно с Ассоциацией легкой промышленности разрабатывает программу поддержки таких предприятий под условным названием «Казбренд». «Пока деталей этой программы не могу сказать, но мы ожидаем, что в случае реализации и выстраивания новых производств сможем получить сильные предприятия, ориентированные не только на внутренний рынок, но которые будут также узнаваемы на внешнем рынке», — сказал заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности.
Текущее положение отрасли представитель ведомства обрисовал так: «На сегодня доля легкой промышленности составляет 0,3% ВВП. В обрабатывающей промышленности ее доля равна 1%».
Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Худова считает, что сейчас в Казахстане «ворота открыли для китайских товаров, киргизских, турецких, но не создали условия на внутреннем рынке для своих производителей». Глава ассоциации рассказала корреспонденту ИА REGNUM, чем могла бы помочь программа «Казбренд».
ИА REGNUM: Любовь Николаевна, программа уже рабочая?
Над ней еще работают. Сейчас это концепция, как таковой программы еще нет. Концепция передана в Министерство по инвестициям и развитию. Предполагалось, что программа будет запущена с 2016 года. Но в такой ситуации, как сегодня, не знаю, как она запустится.
ИА REGNUM: В чем суть программы?
Главная ее задача — поддержка отечественных брендов производителей, потому что сегодня войти в торговые сети вообще нереально, цены неподъемные. Сегодня составляющая аренды в казахстанских брендах — порядка 30%. Если государство будет возмещать 60% расходов на аренду в краткосрочном периоде, это даст брендам возможность развиться. Производители смогут снизить расходы на аренду в стоимости готовой продукции до 15%. Это очень существенно. И, конечно, ключевая задача программы — создать конкурентный с точки зрения цены продукт для конечного потребителя, для граждан Казахстана.
ИА REGNUM: О каких объемах господдержки идет речь?
Первый этап программы рассчитан на пять лет. На этот срок около 13 млрд тенге потребуется (3 091 946 000 рублей по курсу Центробанка на 21 сентября).
ИА REGNUM: За счет чего сможет конкурировать продукция казахстанской легкой промышленности с теми же товарами Китая, Турции, Киргизии?
Мы не ставим задачу, как Китай, завалить весь мир дешевой продукцией в больших объемах. Если взять весь экспорт, 70% занимает Китай. Мы работаем в 30-процентной нише, как европейские страны.
И вот какие сильные стороны у нас есть. Во-первых, это наличие сырья — хлопок, шерсть, шкуры. Второй аспект: благодаря Дорожной карте бизнеса-2020 (государственная программа развития бизнеса. — Прим. ИА REGNUM ), многие производства, особенно швейные, провели полную модернизацию. Далее. Наши производители используют экологически чистые материалы, из натуральных волокон, чего нет ни в Китае, ни в Киргизии, ни в Турции, ни в других странах. Также одно их наших преимуществ — это обученный персонал, конструкторско-дизайнерские разработки, которые делают наши производители. И, наконец, это сравнительно дешевая рабочая сила, по сравнению с европейскими странами, да даже с российским.
Напомним, впервые идея созать программу поддержки местных предприятий легкой промышленности была озвучена в мае 2015 года в ходе правительственного часа по вопросам развития легкой промышленности Казахстана. Эту мысль озвучила директор одного из предприятий отрасли Инна Апенко, предложив взять за основу турецкую программу «Туркуолити».
При этом в Казахстане внимание легкопрому оказывается на самом высшем уровне: 17 сентября 2015 года президент страны Нурсултан Назарбаев лично прорекламировал продукцию одного из казахстанских производителей, продемонстрировав бирку своего костюма.
Отметим также, что число занятых в обрабатывающей промышленности Казахстана за год сократилось на три тысячи человек. По данным Комитета по статистике за второй квартал 2015 года, в обрабатывающей промышленности республики трудится 526 тысяч 938 человек. Годом ранее число занятых в отрасли составляло 530 тысяч 023 человека. Всего в экономике страны, по официальной статистике, занято 8 млн 575 тысяч 336 человек.