Казахстан временно запретил ввоз и реализацию российских и киргизских продуктов. Об этом сообщил Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана.

Комитет по защите прав потребителей. Иллюстрация kzpp.gov.kz

В качестве причины указано, что «результаты лабораторных исследований показали неоднократное нарушение санитарно-эпидемиологических и гигиенических показателей технических регламентов».

Ограничение на ввоз и продажу касается следующих российских продуктов и производителей: сыр плавленый «HOCHLAND» с различными вкусами, производства ООО «Хохланд» Руссланд, Московская область; сырок глазированный с различными вкусами, производства ООО МК «Преображенский», Московская область; напитки йогуртные, производства ООО «Кампина», Московская область; продукт молоко-содержащий, сгущенный «Сливочки сгущенные с сахаром Славянские», производства ЗАО «Верховский молочно-консервный завод», Орловская область; сосисочная продукция, производства ЗАО «Микояновский мясокомбинат», г. Москва; вафли «Шоколайт» и «Голландские», торговая марка «Яшкино», производства ОАО «КДВ Кемерово», г. Кемерово.

Из Киргизии временно не будет завозиться масло сливочное Крестьянское.

В сообщении комитета дается пояснение, что решение принято «по результатам проведенного анализа лабораторных исследований за 8 месяцев текущего года, установлены факты неоднократных нарушений санитарно-эпидемиологических и гигиенических показателей технических регламентов в части микробиологических показателей и по дрожжам».

Напомним, в июле 2014 года в Казахстане было запрещено продавать и ввозить более 20 наименований продуктов производства России, Белоруссии, Украины, Латвии, Перу и т.д. Запрет также был связан с нарушениями санитарным норм, а также с несоответствием требованиям техрегламента ТС в части маркировки пищевой продукции.

В рамках ЕАЭС одной из наиболее обсуждаемых спорных тем для России и Казахстана стал алкоголь. В феврале 2014 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка разработала и внесла в Госдуму законопроект, который предусматривал ограничение ввоза алкогольных напитков из стран ТС 5 литрами на человека и штраф за нарушение этой нормы в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Когда стало известно о планах России по разработке такого документа, казахстанская сторона в лице Ассоциации «КазАлко» сообщила о возможности симметричных мер с тем, чтобы «тоже ввести барьеры». Несмотря на заявления, через год, в марте 2015 года администрация Башкирии сообщила, что контрафактный алкоголь из Казахстана наносит ущерб ее бюджету.

В апреле 2015 года начался новый виток запретов: из казахстанских магазинов стали изымать кондитерские изделия, произведенные в Вологодской области, в том числе продукцию производства ЗАО «Русский бисквит».

После алкоголя и бисквита, спорным стал вопрос о рыбной продукции из Норвегии. 5 августа Россельхознадзор сообщил, что выявлены нарушения при транзите из Литвы в Казахстан рыбы производства Норвегии и США. С 24 августа Россельхознадзор ввел временные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию продукции 14 норвежских рыбоперерабатывающих предприятий «ввиду отказа Государственной службы по надзору за растениями, рыбой, животными и пищевыми продуктами Норвегии от проведения специалистами Россельхознадзора инспекции вышеуказанных предприятий» и информировал об этом соответствующие структуры в Казахстане. Вопрос о том, является ли российское эмбарго общим для Казахстана, обсуждался в республике несколько дней, после чего 27 августа Минсельхоз Казахстана сообщил о своей официальной позиции, сделав заявление, что повода запрещать ввоз рыбы из Норвегии в страну нет.

Примечательно, что последнее, сентябрьское, решение Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана о временном запрете на ввоз и реализацию российских и киргизских продуктов, было озвучено в тот же день, когда появилось сообщение о сдвиге в вопросе пропуска автомобильных грузоперевозчиков, следующих из ЕС в Казахстан транзитом через Европу. Если с 3 сентября машины отправляли на склады временного хранения для проведения полного таможенного досмотра, то 11 сентября палата предпринимателей сообщила, что «после долгих и трудных переговоров сотрудники российской Федеральной таможенной службы (ФТС) начали выпускать казахстанских перевозчиков без проведения таможенного досмотра».

При этом казахстанский портал Тенгриньюс.kz приводит комментарий ФТС, из которого следует, что имели место факты нарушения таможенного законодательства со стороны казахстанских перевозчиков: «Только в Северо-Западном регионе на таможенном посту МАПП «Бурачки» Себежской таможни в период с 17 июня по 13 августа 2015 года в отношении казахстанских фирм-перевозчиков возбуждено 15 дел об административном правонарушении по фактам нарушений таможенного законодательства при перемещении товаров по процедуре таможенного транзита».

Вместе с тем, ведомство подчеркнуло, что «Таможенный контроль в отношении указанных перевозчиков, как, впрочем, и в отношении любых иных перевозчиков, невзирая на их национальную принадлежность, проводится в штатном режиме и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это означает, что таможенные органы в части своей компетенции осуществляют таможенный контроль выборочно и ограничивают его такими формами, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации».

Белорусский экономист Александр Синкевич в комментарии ИА REGNUM высказал мнение о том, что санкционный режим ослабляет интеграционные процессы: «Похоже, санкционная политика серьезно притушила тему евразийского союза, поскольку участники ЕАЭС не готовы вписываться в санкционную войну. Весьма вероятен следующий парадокс: пока не будут преодолены российско-западные противоречия, и евразийская интеграция будет проходить в заторможенном режиме».

При этом белорусский эксперт отметил, что негласной причиной таможенных проблем, возникших границе партнеров по ЕАЭС, могло быть «наказание за реэкспорт».