Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер считает, что один из главных результатов деятельности РЖД в том, что удалось сохранить сеть железных дорог. Об этом он заявил в интервью «Российской газете», комментируя итоги работы орпорации за последнее десятилетие.

«Вы помните, в каком состоянии она была в 90-е годы: старые, рассыпающиеся вагоны, провалы железнодорожного полотна, обслуживание, мягко говоря, не на высоте. Сейчас — новые комфортные поезда, обслуживание довольно высокого класса. Отремонтированные, удобные для пассажиров вокзалы. Нет проблем с покупкой билета — это можно сделать, не выходя из дома, через интернет. На вокзале билет даже на дальние расстояния можно купить через терминал. Появились поезда с двухэтажными вагонами, стоимость проезда в которых на 30 процентов ниже, чем в обычном купе. Стоит вспомнить и про новые виды перевозок, ставшие популярными. Я имею в виду скоростные поезда «Сапсан», «Аллегро», «Ласточка», «Стриж». Тот же «Сапсан» перевез за пять лет более 16 миллионов пассажиров, «Стриж», который отправился из Москвы в Нижний Новгород 1 июня этого года, за два месяца обслужил более 200 тысяч пассажиров. Теперь будущее за высокоскоростными железнодорожными магистралями», — отметил Ивантер.

Он также положительно оценил проектирование высокоскоростной магистрали из Москвы в Казань. По его словам, она станет основой Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин. «Если Дальний Восток будет соединен с европейской частью высокоскоростной дорогой, значит, он станет близким. Плюс — это даст мощнейший импульс расширению сотрудничества со странами Азии, откроет новые возможности для портов, которые не могут нормально функционировать без железных дорог», — подчеркнул эксперт.

Ивантер обратил внимание, что на протяжении последних десяти лет в рамках инвестпрограммы в РЖД активно обновлялась инфраструктура. В том числе на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях: сделана ставка на транспортные узлы в связке морской порт — железная дорога.

Справедливо мнение, что железная дорога дает возможность развиваться разным отраслям экономики. «То есть, даже если мы не ездим поездами, мы — потребители товаров, которые на дальние расстояния доставляются, как правило, по железной дороге. Страна отапливается, в том числе — углем. А он тоже перевозится по рельсам. Железные дороги для России — основная транспортная артерия», — уточнил Ивантер.

Он считает, что решена еще одна важная проблема — дефицит вагонов, которого сейчас нет: «Железные дороги сегодня не лимитируют экономику. Они способны перевезти столько грузов, сколько надо. При этом скорость движения и надежность доставки заметно выросли».

Также началась трансформация компании из перевозочной и инфраструктурной в транспортно-логистический холдинг, ведущий деятельность на всем евро-азиатском пространстве.

Говоря о работе нового президента «РЖД», Виктор Ивантер заявил, что главный вопрос, который стоит перед ним — тарифы. «Компания заинтересована, чтобы они были выше, поскольку от этого зависят ее инвестиционные возможности. А потребители хотят, чтобы ниже. И новому президенту придется искать баланс. С моей точки зрения, инвестиции в развитие железных дорог должны идти и от государства, поскольку они играют важную социальную и стратегическую роль. Параллельно новому президенту предстоит построить высокоскоростные железнодорожные магистрали, без которых страна в будущем станет неконкурентоспособной в сфере перевозок и логистики», — добавил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Напомним, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев освободил от должности главу «Российских железных дорог» Владимира Якунина в связи с переходом на другую работу. Новым главой госкорпорации стал заместитель министра транспорта Олег Белозеров.

Владимир Якунин оставил свой пост в связи с предложением врио губернатора Калининградской области Николая Цуканова стать представителем региона в Совете Федерации (выборы главы Калининградской области назначены на 13 сентября).