На заседании комиссии по целевому и эффективному использованию средств бюджета под председательством первого вице-премьера Башкирии Рустэма Марданова провели анализ работы органов внутреннего финансового контроля в министерствах и ведомствах республики и обсудили ситуацию в сфере госзакупок. Как сообщили ИА REGNUM в правительстве республики, с 2015 года Минфин РБ начал проверять ход реализации государственных программ, на основе которых сформирован текущий бюджет республики.

«План контрольных мероприятий за первое полугодие 2015 года Министерством финансов республики выполнен в полном объеме, — отметила министр финансов РБ Рида Субханкулова. — Проведение внутреннего контроля в первую очередь направлено на пресечение бюджетных нарушений, результатом этой работы должно стать улучшение бюджетной дисциплины и уменьшение количества финансовых нарушений».

Органы внутреннего финансового контроля и аудита, ведомственного контроля в сфере закупок созданы в каждом министерстве и ведомстве, в рамках законодательства о контрактной системе проводится внедрение нового вида контроля — предварительного. «Задача предварительного контроля — предотвратить нарушение еще на стадии планирования закупок, — отметили в региональном Минфине. — Эффективность контрольной деятельности напрямую зависит от того, когда выявлено нарушение и можно ли было вообще его избежать».

Эффективность подобных мер вызвала сомнение у общественного деятеля Азамата Галина, известного своим критическим отношением к проводимым в Башкирии госзакупкам. «По сути, правительство республики контролирует само себя, а в это время, по нашим данным, едва ли не каждая третья госсзакупка в регионе проходит с нарушениями, — заявил Галин агентству. — Пожалуй, одним из самых нашумевших дел в этой области стали выявленные прокуратурой нарушения, которые допустило руководство регионального Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов».

Более оптимистично настроен экономист Ринат Гатауллин. «В Минфине республики сохранились компетентные, ответственные кадры, чего не скажешь о других министерствах, например, Минтруда или Минэкономразвития, — подчеркнул Гатауллин. — Быть может, поэтому на общероссийском фоне нарушений в сфере госзакупок и выполнения госпрограмм Башкирия выглядит не самым худшим образом». Однако, по словам эксперта, при отсутствии федерального законодательства, должным образом укрепляющего финансовую дисциплину, региональные министерства и ведомства ограничены в своих возможностях по преодолению коррупции. «Сначала должны появиться четкие антикоррупционные и иные законные акты на федеральном уровне, — настаивает экономист. — Без них в регионах только региональными законами и новшествами ситуацию кардинально не изменить».

Политолог Дмитрий Михайличенко поясняет, чем могло быть вызвано столь пристальное внимание к расходованию бюджетных средств. «В условиях, когда в стране глубокий экономический кризис, правительство проводит жесткую политику экономии средств, — считает Михайличенко. — Теперь, когда к внутренним факторам добавились и внешние, это оправданно, в этой связи расходы на финансирование различных госпрограмм нещадно секвестируются». Этот же тренд спускается и на уровень регионов.

«В Башкирии, кстати, правительство благодаря грамотной финансовой политике научилось экономить значительные объемы средств, — подчеркнул эксперт. — Теперь, очевидно, в дело вступит контрольная функция исполнительной власти, которая будет направлена на урезание неэффективных госпрограмм». В этих условиях такая политика, по мнению политолога, представляется правильной, однако она не решает структурных проблем в экономике страны. «К сожалению, федеральное правительство не склонно инициировать значительные реформы, которые стране крайне необходимы», — констатировал собеседник.