Стоимость цветов к 1 сентября в Москве вырастет на 20%, 25 августа заявил корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор флористической компании MegaFlowers Сергей Семенов. По словам Семенова, торговые сети и маленькие магазины уже меняют ценники на герберы и хризантемы. Во второй очереди удорожания также стоят розы и тюльпаны. Эксперт отмечает, что предприниматели старались удерживать цены на уровне 2014 года, однако рост валют вносит свои коррективы, так как цветы по-прежнему импортируются на 100%, а импортозамещения в данной сфере нет и не будет.

Также специалисты прогнозируют скорое падение спроса на праздничные букеты. Пока спрос на цветы в магазинах и ларьках, за счет сдерживания цен, остается на уровне прошлого года, однако интернет-продажи уже практически полностью провалены.

ИА REGNUM: Насколько подорожают цветы в Москве?

Подорожание уже есть. Здесь злую шутку с нами сыграл не тот злосчастный кризис, а курсы валют. Удорожание связано больше всего с этим. Я не думаю, что оно будет превышать по рынку больше 20%, потому что все понимают, что цветок не может дорожать бесконечно, и за счет своей маржи предприниматели вынуждены фактически сдерживать цену, чтобы оставаться конкурентными. Они вынуждены выживать. Это практически ноль, а у некоторых это будут минуса, если такая ситуация будет продолжаться. Мы будем наблюдать массовую гибель предпринимателей в этой сфере.

ИА REGNUM: На какие именно цветы будет подорожание?

Спрос — штука достаточно упрямая, и мы не сильно можем оказывать на него влияние. Традиционные цветы к 1 сентября — это хризантема и гербера. В меньшей степени тюльпан и роза. То есть гербера и хризантема — традиционно являются покупной позицией, соответственно, на них и будет в первую очередь удорожание. Но и на другой ассортимент тоже. Сети и маленькие торговцы уже начали реагировать и изменять ценники.

ИА REGNUM: А что, герберы и особенно, хризантемы у нас до сих пор полностью импортируются?

Хризантемы и герберы импортируются на 100%. Проблемы — проблемами (с ужесточением правил ввоза, прим. ИА REGNUM), но гербера едет, и она по сей день голландская. Мы ввели те самые ограничительные мероприятия под видом дополнительного фитосанитарного контроля, но все нормально. Конечно, часть поставок изымается, часть жестче досматривается, что-то действительно находят, но на самом деле находили и до того, как было введено положение о фитосанитарном контроле через лабораторные испытания.

То бишь просто ужесточились процедуры на границе, и все, а так, чтобы пострадала позиция и не завозилась, — такого нет. Завозится в той же мере, и сильно это все на цену влияния не оказало. Оказывает больше всего то, что происходит с курсом сейчас, потому что мы на 100% привязаны к импорту.

ИА REGNUM: Импортозамещение хотя бы в части хризантем возможно?

Практически нет. А кто этим будет заниматься? Государство этим заниматься не будет. Частник… это достаточно хлопотно, достаточно дорого. Это семенной посадочный материал, это удобрения — там целый комплекс вопросов. Понимаете, фермер будет поднимать максимально огурцы и помидоры — это более гарантированно и менее рискованно. Цветок же — продукция очень рискованная и климатически он очень зажат в наши рамки. Тем более хризантема любит соответствующие условия.

Это тюльпан неприхотлив, и его выращивают в России, но на одном тюльпане далеко не уедешь, и даже тут те мощности, которые есть у хозяйств, недостаточны для того, чтобы удовлетворить спрос. Мы можем говорить только о 5−7%-м удовлетворении спроса по некоторым позициям от отечественного производителя. Темы импортозамещения тут не существует, мы ее можем просто закрыть.

ИА REGNUM: В каком процентном соотношении с отечественным посадочным материалом импортируются семена и удобрения?

Импортируется 100% посадочного материала. Для примера, чтобы начать растить тюльпаны, нужно выращивать луковицу от трех до пяти лет. И после того детка превращается в то, что можно назвать луковицей, из которой, может быть, на следующий год вырастет цветок, который можно будет срезать. Это технологически трудоемкий и дорогостоящий процесс. Голландцы в этом плане недосягаемы. Не говоря уже о розе…

ИА REGNUM: По вашим прогнозам, будет ли снижение спроса на цветы в Москве по сравнению с первыми сентября докризисного периода?

Безусловно, спрос будет снижаться. Пока розница показывает более-менее стабильные результаты: мы удерживаемся на позициях 2014 года. Но роста нет. А вот провал интернет-продаж очень существенный. Люди почти перестали покупать в онлайне.

В офлайне продажи практически такие же, даже при том, что мы вынуждены держать цены на уровне 2014 года, несмотря на рост валют. Тут есть небольшой момент, связанный с таможенными пошлинами: в 2014 году они были чуть выше, чем сейчас. Но цены закупа все равно гораздо выше, чем в прошлом году.