Автомобильный концерн Daimler-Benz AG обратился к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой бесплатно предоставить площадку с инженерными коммуникациями под строительство завода по производству легковых машин. Об этом со ссылкой на источник в Смольном сообщил ряд городских СМИ.

bazar.autoria.biz

Официально председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксинзаявил журналистам, что о подобном запросе Daimler-Benz ему ничего не известно. По сведениям чиновника, сейчас компания ведет переговоры, кроме Петербурга, еще с несколькими регионами России. Вероятно, речь идет о Казани и Свердловской области. Представители концерна от комментариев отказались.

Разговоры о возможном строительстве завода Daimler-Benz в Петербурге начались более 10 лет назад. Еще не были построены ни Toyota, ни Hundai — чиновники администрации тогдашнего петербургского губернатора Валентины Матвиенко еще только мечтали о «петербургском Детройте». Время от времени в 2000-ых годах возникали разговоры о новом витке переговоров Daimler-Benz и Смольного, однако никаких реальных действий ни одна из сторон так и не предприняла. В конце прошлого года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров снова заявил, что концерн рассматривает возможность построить в России завод по производству легковых машин. Предположительно выпускаться там будут Mercedes серий S, E, ML, GL и A.

Сейчас в Петербурге работают пять автозаводов — Nissan, Toyota, Hyundai, Scania и Man. С июля прекратил свою деятельность завод General Motors. В компании говорят, что завод остановлен временно и что это связано с ситуацией на рынке, то есть с падением спроса. Когда возобновится рост, предприятие может быть расконсервировано.

Аналитики утверждают, что по многим параметрам сейчас — самое подходящее время для строительства подобных предприятий. Падение курса рубля позволяет снизить целый ряд издержек, начиная с зарплат и расходов на строительство площадки, рассказала в комментарии ИА REGNUM руководитель проектов Русского Автомотоклуба Наталья Дронова.

Местные власти в таких экономических условиях тоже становятся сговорчивее. Главное — по возможности обеспечить себя местными комплектующими, иначе курс рубля из преимущества превратится в проблему (как это и произошло с GM).

Кризис — явление временное, а компаниям нужно мыслить стратегически, рассказал ИА REGNUM директор аналитического агентства Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин. Нынешнее снижение объемов продаж автомобилей (в Петербурге — на 38% за первое полугодие 2015 года) неизбежно сменится ростом, а нынешние скромные продажи формируют отложенный спрос. Пока завод будет построен, кризис на рынке, вероятно, кончится.

Кроме того, у Daimler-Benz есть еще две причины строить завод в России, добавляет Михаил Чаплыгин. Во-первых, здесь — довольно заметная доля продаж. В премиальном сегменте Mercedes — лидер российского рынка. Во-вторых, у конкурентов, BMW и Audi, есть свои заводы в России (в Калининграде и Калуге соответственно — впрочем, производство Audi сейчас тоже приостановлено). Это позволяет им контролировать ситуацию с ценами и спросом, что важно в конкурентной борьбе.

Эксперты предполагают, что завод появится именно в Петербурге. Во-первых, здесь второй по величине рынок в России, а также уже созданный автокластер. Во-вторых, логистические удобства: порт, хорошие дороги, близость к Москве. Кроме того, на руку Daimler-Benz и закрытие завода General Motors, добавляет Наталья Дронова. В городе есть уже обученные и готовые к работе сотрудники, что тоже позволяет снизить издержки.

Дилеры уверены, что продукция Daimler найдет хороший спрос в Петербурге. Падения продаж Mercedes не наблюдается, рассказал ИА REGNUM глава компании «Олимп» Евгений Войтенков: «Наши клиенты — люди серьезные, с привычками, сложности в экономике к падению спроса не приводят».

То, что машины будут собираться в Петербурге, если и не станет дополнительным плюсом для них, то точно не станет и минусом, добавляет Войтенков: «Когда открывали один из автозаводов в Калининграде, многие переживали — не будут ли покупатели отказываться от отечественного из опасений, что оно менее качественное? Но потом выяснилось, что никакой разницы нет. Как говорится, Mercedes и в Африке Mercedes».

Местные власти уже имеют опыт взаимодействия с автоконцернами. Смольному вроде бы тоже нужен этот завод, хотя на какой площадке он будет построен и кто заплатит за оборудование этой площадки инженерной и дорожной инфраструктурой — видимо, не последний вопрос переговоров.

А в символическом смысле — смотрите, к нам приходит сам Mercedes! — завод, конечно, выгоден и федеральным, и региональным властям. Так что — несмотря на десятилетие переговоров — вероятность начала сборки Mercedes в Петербурге аналитикам кажется высокой.