Белоруссия, несмотря на позиционирование себя как союзника и ближайшего партнера России, предпочла не присоединяться к ответным санкциям Москвы, а оказаться в стороне. Ну и заодно заработать на этом.

И. Шилов ИА REGNUM
Санкции.

Согласно тогдашним оценкам белорусского Минсельхозпрода, только от увеличения объема поставок белорусских продуктов питания на российский рынок планировалось получить дополнительно до 600 млн долларов до конца 2014 года. При этом сразу возникли вопросы об источниках такого роста, так как 600 млн долларов — это около 15% от объема поставок продуктов питания из Белоруссии в Россию. Производственный цикл в сельском хозяйстве, как правило, составляет не менее 1 года, и обеспечить такой рост в течение нескольких месяцев естественным путем практически невозможно. Наиболее реальной версией стала замена импортом роста поставок белорусских продуктов питания на российский рынок. Про рост реэкспорта предпочитали не говорить. И даже наоборот, официальные власти Белоруссии заверяли, что не допустят реэкспорта.

Но жизнь все расставила по своим местам. Российские контролирующие органы практически сразу начали выявлять поставки санкционных товаров через Белоруссию. Чашу терпения переполнило нахождение в продукции белорусских мясокомбинатов мяса животных, больных африканской чумой свиней. Были введены санкции против более чем 20 белорусских производителей мясопродуктов. Это негативно повлияло на объемы валютной выручки. Дополнительной проблемой стала девальвация российского рубля. В результате вместо запланированного увеличения поступлений белорусская сторона заявила об убытках в размере более 300 млн долларов. Оговорка, как говорится, по Фрейду, так как объем экспорта белорусских продуктов питания в Россию в 2014 году даже немного вырос. Просто белорусские чиновники все недозаработанное согласно озвученных планов считают убытками (в красивые отчеты-то включено).

Если же оценивать по отдельным видам поставок, то сократились объемы экспорта свинины — в два раза, колбас — на 1/3, молока и сливок сгущенных — на 20%. Выросли объемы экспорта мяса и птицы — на 20%, сыров и творога — на 25%, переработанной рыбы — на 80%, молока и сливок несгущенных — на 16%, йогурта и кефира — на 26%, томатов — на 34%, яблок и груш — на 60%, цитрусовых — на 77%. В целом объем экспорта продуктов питания из Белоруссии в Россию остался без изменений.

А еще были постоянные заявления российской стороны о росте «серых» поставок — только в пункте пропуска «Красная Горка» за год было выявлено 500 партий с запрещенными товарами. Шутки о «белорусских» персиках, апельсинах и креветках стали очень популярны. Все понимали, что реэкспорт — это реальность. Вопрос был только в его объемах. В конечном итоге сложился некий баланс: российская сторона закрывала глаза на серые поставки, так как это позволяло сдерживать рост цен. Что стало важно на фоне заметного ослабления российского рубля и сокращения доходов населения.

2015 год ничего не изменил. Продолжилось сокращение экспорта колбас — на 2/3, молока и сливок сгущенных — на 31%, началось сокращение молока и сливок несгущенных — на 30% и говядины — на 25%. Продолжили рост объемы экспорта томатов — на 22%, яблок и груш — на 71%, цитрусовых — на 40%. В целом же объем экспорта продуктов питания за 5 месяцев сократился на 16%.

Правда, в 2015 году в разы вырос объем импорта плодоовощной продукции в Белоруссию. Например, объем импорта томатов вырос в 2 раза, яблок и груш — в 3 раза. И куда эти фрукты и овощи делись, не совсем понятно, так как доходы населения в Белоруссии не выросли. Еще одним интересным моментом стали «передовики» в поставках плодоовощной продукции в Белоруссию — ими оказались Египет, Израиль, Македония и Марокко. Причем рост объемов поставок составил сотни (!) раз.

Скорее всего, сложившаяся ситуация с серым импортом в Россию осталась бы без серьезных изменений, если бы не очередное обострение отношений между странами Запада и Россией, случившееся этим летом. Запад расширил санкционный список российских юридических и физических лиц, а Россия ужесточила меры по санкционной продукции из стран Запада. Было принято решение не заворачивать выявленные санкционные продукты питания, а уничтожать их прямо на месте. Что поломало созданные схемы поставок таких товаров, так как раньше риск сводился только к временной задержке на поиск новых документов и другого пути в Россию. А теперь права на ошибку уже нет.

Зато стало возможно оценить объемы поставок такого серого импорта. По заявлению Россельхознадзора, после введения новых правил суточная проходимость машин на белорусско-российской границе сократилась в 7−8 раз. Даже если учитывать, что кто-то из официальных поставщиков решил перестраховаться, все равно получается, что на каждую легальную поставку приходится пять нелегальных. По оценкам Россельхознадзора, на российских границах задерживают лишь до 20% запрещенных товаров. То есть оценку 1 к 5 можно считать вполне корректной.

Если учесть, что за 5 месяцев официальный объем экспорта продуктов питания из Белоруссию в Россию составил 1,34 млрд долларов (или 270 млн долларов в месяц), то с учетом соотношения 1 к 5 получается, что объем серого экспорта продуктов питания через Белоруссию за полгода составил более 8 млрд долларов. При этом стоит заметить, что товары идут по как бы белорусским документам, в лучшем случае как транзит в Казахстан. Но транзит в Казахстан вряд ли является серьезной схемой, так как весь объем поставок продуктов питания из Белоруссии в Казахстан за 5 месяцев 2015 года составил менее 40 млн долларов. Учитывая, что такое участие Белоруссии в серых схемах вряд ли бесплатно, можно предположить, что эта схема по доходам (даже 10% комиссионных) вполне сравнима с пресловутой «растворительной» схемой.

Особый интерес представляет «логистика поставок» продуктов питания из новоявленных «передовиков» (Египет, Израиль, Македония и Марокко). Для всех, кроме Македонии, необходимо наличие морских поставок и использование портов Польши или стран Прибалтики. И было бы интересно оценить их участие в этих серых схемах. Во всяком случае критика, которая последовала не только от бизнес-структур, но и от руководства этих стран сразу же после начала уничтожения санкционных товаров, говорит сама за себя — небольшие потери не вызывают такой злости.

Конечно, угроза уничтожения повлияет на серые схемы. Придется обеспечивать товары более качественными легендами и документами прикрытия, что вызовет неизбежные дополнительные расходы и, соответственно, удорожание продукции для потребителей. Также увеличится доля поставок по черным тропам. Понимая это, российская сторона уже объявила об увеличении количества постов на границе Белоруссии и России.

Можно не сомневаться, что все вскоре устаканится, будут найдены устраивающие всех схемы. Пока есть спрос — будет и предложение.