Владимир Путин и Владимир Якунин на совещании в порту Усть-Луга в 2006 году. Фото: kremlin.ru

РЖД вложит в Усть-Лугу еще 12,6 млрд рублей

ОАО «Российские железные дороги» направит 12,6 млрд рублей в 2015 году на реализацию проекта реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на Южном берегу Финского залива.

Компания продолжает реализацию проекта, который направлен на увеличение товарооборота между Россией и странами Евросоюза через морской порт Усть-Луга. Проект стартовал в 2005 году. Он включает усиление электрификации участка Мга — Гатчина (44 км), удлинение приемо-отправочных путей на 19 станциях до 1050 м, ввод сплошных вторых главных путей протяженностью 159,1 км, строительство железнодорожного пути в обход станции Котлы протяженностью 4,7 км, электрификацию участков Гатчина — Ивангород, Веймарн — Котлы, Котлы — Усть-Луга, Котлы — Калище протяженностью 180,1 км, строительство новой станции Лужская-Сортировочная для приема транзитных поездов и 5 предпортовых станций порта Усть-Луга (Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Нефтяная, Лужская-Генеральная, Лужская-Восточная), а также соединительных путей между ними.

С начала строительства на реализацию проекта направлено 93,9 млрд рублей, в том числе по Усть-Лужскому железнодорожному узлу — 41,74 млрд рублей.

Стратегическую важность проекта, нацеленного на увеличение пропускных мощностей Усть-Луги, отмечает эксперт по проблемам регионального развития на постсоветском пространстве Сергей Артеменко. «Прибалтийские соседи сегодня открыто признают, что теряют российские грузы, а санкции и кризис только ускоряют процесс переориентации грузопотока на порты Северо-Запада РФ. РЖД всегда немного отставали от растущих возможностей Усть-Луги. Если данная инвестпрограмма будет выполнена, то можно смело говорить о том, что проблем с доставкой груза в порт у грузоотправителей больше не будет», — говорит эксперт. По его словам, «узким местом» для любого порта являются подъездные пути и Усть-Луга не является исключением. При этом важно, что основная номенклатура грузов в данный порт доставляется именно железной дорогой, отметил Артёменко.

Напомним, что грузооборот порта Усть-Луга за 2014 год увеличился на 21% и составил около 72,6 млн тонн грузов.

Президент латвийской железной дороги: без России не будет грузов из Казахстана и Китая

Латвийская железная дорога ощутила на себе результат напряженных отношений с Россией: санкции оказали влияние на экономику страны, а это означает снижение грузопотока в отдельных секторах, рассказал в интервью латвийскому порталу Delfi президент национальной государственной железнодорожной компании Латвии Latvijas dzelzceļš Угис Магонис. Однако, по его словам, потери гораздо меньше, чем было обозначено в пессимистических прогнозах. Магонис также добавил, что в 2014 году 80,9% (57 млн тонн) от общего количества переваленных латвийской железной дорогой грузов составили российские грузы. «Латвийская экономика очень зависима от транзитного бизнеса», — отметил он.

Сегодня Россия стремится переваливать как можно больше грузов через собственные порты, что усиливает конкуренцию за российский грузопоток, рассказал президент Latvijas dzelzceļš. «Поэтому сегодня нам надо работать как можно активнее, чтобы привлечь больше грузов к портам нашей страны», — считает Магонис.

В интервью Магонис также похвалил нынешнее правительство Латвии, которое ведёт «сравнительно прагматичную и продуманную внешнюю политику». «Нынешняя политическая и экономическая ситуация в Латвии относительно стабильна, что благотворно влияет на транспортную отрасль. В данный момент и правительство, и предприниматели активно работают над привлечением к нашим транзитным коридорам азиатских грузов — из Казахстана и Китая. Но это не краткосрочный проект — его результаты будут видны лишь через многие годы», — сказал он.

И все же, по словам президента Latvijas dzelzceļš, нельзя сбрасывать со счетов, что географическое положение Латвии не позволяет железнодорожной отрасли существенно диверсифицировать направления и виды бизнеса, «поскольку мы связаны рельсами с Россией, Белоруссией, Литвой и Эстонией». «Поэтому, даже привлекая азиатские грузы, нам надо считаться с тем, что они попадут к нам только через одну из этих стран. Без России не будет грузов из Казахстана и Китая и обратно. Поэтому поддерживать хорошие отношения с соседями для нас очень существенно», — заключил Магонис.

Чиновники обещают, что новый глубоководный порт в Карелии примет первое судно в 2018 году

Новый глубоководный торговый порт в городе Кемь (Карелия) сможет принять первые суда уже к 2018 году. Строить морскую гавань начнут в 2016 году. Об этом на минувшей неделе сообщило карельское информационное агентство «Республика» со ссылкой на главу администрации Кемского района Юрия Разумейчика. Проект реализуют в рамках Федеральной целевой программы социально-экономического развития Карелии до 2020 года при поддержке финских инвесторов. Также Разумейчик рассказал изданию, что, в соответствии с ФЦП, порт оснастят транспортной инфраструктурой: к нему проведут отдельную ветку железной дороги.

Напомним, что в сентябре 2014 года на международном инвестиционном форуме «Сочи — 2014» между правительством Карелии и ООО «Кемьинвест» было подписано соглашение о сотрудничестве для реализации проекта по комплексному развитию транспортной инфраструктуры города Кеми. Финские инвесторы намерены привлечь в проект строительства порта около 12 млрд рублей. Планируемая мощность порта составит 12 млн тонн грузов в год. В республике отмечают, что новая морская гавань нацелена на Северный морской торговый путь и Азию. По словам руководителя проекта строительства порта Айво Халлиста, Кемский район благодаря своему удачному расположению на Белом море и наличию железнодорожного узла в ближайшие годы может стать крупным распределительным центром в торговых отношениях со странами Азии. Первые исследования акватории порта показали, что после углубления дна глубины здесь могут составить до 25 метров, а это позволит принимать суда любого класса, отмечают финские инвесторы. Порт будет работать как на импорт, так и экспорт. Через Кемь планируется перегружать уголь, железную руду, нефтепродукты, лес, пиломатериалы, торф, контейнеры.

Белкомур может рассчитывать на Арктику и китайских инвесторов

Порты Арктического бассейна за январь-июнь 2015 года перегрузили 17,0 млн тонн грузов, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в Ассоциации морских торговых портов России. Снижение объемов перевалки грузов произошло, прежде всего за счет порта Мурманск, грузооборот которого сократился на 6,8% до 10,6 млн тонн. В то же время грузооборот порта Варандей вырос до 3,3 млн тонн (+15,1%). Объёмы перевалки грузов через порт Архангельск увеличились на 9,8% и составили 2,1 млн тонн.

На минувшей неделе стало известно, что министерство транспорта РФ поддерживает включение проекта «Белкомур», который повлияет на увеличение грузопотока через порты Мурманска и Архангельска, в государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». В ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010−2020 годы)» проект строительства магистрали не стали вносить «в связи со сложной экономической ситуацией и значительным сокращением расходов». Как сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов, его ведомство поддерживает реализацию проекта в рамках заключения концессионного соглашения с привлечением внебюджетных источников. Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер в свою очередь напомнил, что к реализации проекта планируется привлечь китайских инвесторов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, особый интерес к реализации проекта «Белкомур» проявляют Китайская железнодорожная корпорация (China Railway Construction Corporation) и Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация (China Poly Group Corporation). Получено предварительное согласие от Государственного банка развития Китая (China Development Bank) о возможности предоставления долгового финансирования.

Напомним, что идея проекта «Белкомур» — это запуск железнодорожного сообщения по маршруту Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (Пермь) общей протяженностью около 1 тыс. 155 км. «Белкомур» состоит из двух участков: северного (проходит по территории Архангельской области и Республики Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Республики Коми и Пермского края). Новая магистраль имеет стратегическое значение для России, поскольку свяжет Урал, Республику Коми напрямую с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии и создаст хорошие условия для транзита грузов через РФ. В республике Коми магистраль рассматривают как базовую часть проекта развития Северного морского пути.

Напомним также, что в декабре 2014 года глава Республики Коми Вячеслав Гайзер на пресс-конференции в Санкт-Петербурге заявил о том, что проект строительства железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Пермь (Соликамск) оценивается в 180 миллиардов рублей. Государственное финансирование составит, по словам Гайзера, не более 50 миллиардов рублей.