Объем государственного долга Белгородской области на 1 июля 2015 года составил 41,5 млрд рублей. Как пояснили ИА REGNUM в пресс-службе областного правительства, ситуация с долгами региона «не является критичной», так как в структуре долга около 40% занимают условные обязательства — государственные гарантии, которые были предоставлены на поддержку инвестиционных проектов и по которым фактические выплаты из бюджета отсутствуют. «Этот механизм стал действенной антикризисной мерой поддержки экономики региона в период последствий финансового кризиса 2008 года. Прежде всего, развитие получили стратегические направления в агропромышленном комплексе», — отметили в администрации.

Белгородская область должна федеральному бюджету по кредитам 8,37 млрд рублей, коммерческим банкам — 6,95 млрд рублей. Госдолг за год был снижен на 300 млн рублей. Просроченная задолженность по долговым обязательствам Белгородской области отсутствует.

По мнению руководства региона, причины роста долга всех регионах одинаковые — это замедление темпов роста собственной доходной базы и объективное увеличение расходов социальной направленности. При этом у регионов крайне ограничены возможности наращивания собственных доходов бюджета и сокращения расходов.

Причинами стагнации доходов Белгородской области власти называют негативную динамику поступления налога на прибыль основных налогоплательщиков — организаций горно-металлургического комплекса, а также и создание института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

В регионе действует план сокращения государственного долга, включающий комплекс мероприятий по повышению доходной части бюджета и оптимизации расходов. Однако, как считают в облправительстве, необходимо на федеральном уровне принять ряд мер поддержки, в первую очередь — наделить регионы полномочиями по контролю за оборотом рынка алкогольной продукции и внести изменения в распределение акцизов на алкоголь: 50% платить на конкретной территории, а 50% распределять между субъектами РФ централизованно с учетом объемов потребленной алкогольной продукции.

«Возмещение потерь регионов от системы КГН должно производиться не разово, а на регулярной основе. Суммы для компенсации выпадающих доходов необходимо предусмотреть в федеральном бюджете в виде дотаций на сбалансированность на 2016−2018 годы для распределения их наиболее пострадавшим регионам», — еще одна мера, которая поможет сократить госдолг. Для сельхозтоваропроизводителей власти Белгородской области предлагают установить ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 10% - или предоставить регионам право устанавливать ее самостоятельно в пределах региональной ставки, до 18%.

«Не будут способствовать решению проблем сбалансированности региональных и местных бюджетов и меры по предоставленным регионам полномочиям по введению „налоговых каникул“ и снижению ставок для малого бизнеса», — отметили в администрации Белгородской области. Чтобы решить эту проблему, на федеральном уровне должна быть предусмотрена компенсация выпадающих доходов бюджетов регионов за счет средств федеральной казны. В процесс налогообложения также не вовлечены работники-нелегалы. Сдерживающим фактором перехода на патент является необходимость регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. Выдача патента должна быть упрощена — без регистрации гражданином своего ИП с установлением фиксированной ставки платежа, с последующим зачислением средств не только в бюджет, но и во внебюджетные фонды.

Как считают в облправительстве, сокращению госдолга регионов будет способствовать упрощение правил получения кредитов из федерального бюджета на цели замещения рыночных заимствований. В Бюджетный кодекс нужно внести изменения в части исключения доли условных гарантийных обязательств в размере 50% от суммы сложившихся государственных гарантий при расчете норматива предельного объема госдолга каждого субъекта РФ, чтобы более объективно оценить долговую емкость региона.

Также правительство Белгородской области предлагает обеспечить распределение планируемых межбюджетных трансфертов на уровень субъектов РФ по итогам первого чтения законопроекта о федеральном бюджете на очередной финансовый год и перечислять их в регионы в течение финансового периода, а также установить единый норматив софинансирования за счет субсидий из федерального бюджета не менее 70% без учета уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Как уже сообщало ИА REGNUM, ранее министерство финансов предложило отстранять губернаторов от должности в качестве меры восстановления платежеспособности регионов. Мониторинг ситуации в регионах будет проводить Минфин — территории будут разбиты на три зоны: зеленая, желтая и красная — в зависимости от рисков по долгам. На результаты этого мониторинга в последующем и будет опираться правительство РФ. Также предполагается, что в Бюджетный кодекс РФ будет внесено несколько изменений в связи с новыми критериями оценки эффективности регионального руководства. Сейчас 45% российских регионов находятся в зоне максимального риска. По данным министерства финансов, самый большой госдолг в ЦФО у Москвы и Московской области — 161 и 103 миллиарда, далее следуют Белгородская область, Ярославская (30,5 млрд) и Воронежская (29,8 млрд).