Напряжение в дебатах по проблеме быть или не быть дефолту в Греции достигло максимума. Точки кипения, критической массы. Вот-вот должно рвануть. Брюссель предлагает Элладе затянуть пояса, урезать пенсии и увеличить налоги, а Алексис Ципрас отправляет это предложение… Ну, не куда подальше (Греция все-таки — приличная страна, хоть и член Евросоюза), но тоже не близко — на всенародный референдум. Результат плебисцита большинству и в ЕС, и в Афинах, и в других городах и весях, интересующихся проблемой, ясен заранее. Потому в евросоюзовской столице нервничают и дрожащими руками шарят по карманам валидол.

А в это же самое время испанский портал ElEconomista.com чуть ли не стреляет «Содружеству двадцати восьми» в спину. Делясь с рядовыми читателями, нерядовыми экономистами и влиятельными политиками своими мыслями относительно того, что разговоры о «греческих спартанцах» — беседы в пользу бедных. Призванные отвлечь общественность от куда более крупной проблемы, о сути которой заявляется прямо с заголовка: «Греция и трюки Евроцентробанка скрывают реальную проблему Еврозоны» («Grecia y los 'trucos' del BCE ocultan el verdadero problema de la Eurozona»).

«Греция — маленькая страна Еврозоны с населением в 10 миллионов. Но внимания к ней сегодня приковано столько, будто это государство — протагонист территориального многонационального образования с 320 миллионами жителей. Сконцентрироваться на дебатах по ее долгу — глобальная ошибка. И, видимо, намеренная. Италия и Франция (более 126 миллионов населения) — вот кто создает действительную опасность для стабильности еврозоны», — делится секретом El Economista.

«Эта мысль впервые была высказана Сатьяжитом Дасом (австралийский экономист индийского происхождения, автор знаменитой книги «Трейдеры, пушки и деньги» — прим. авт.). Не так давно Дас в своей колонке в Financial Times вскользь заметил: «Италия и Франция — создатели долговой лавины, горой нависшей над ЕС. Для обеих стран характерны слабый прогресс в экономике, рост безработицы и увеличение числа бедных.

Долги Италии (сюда включены не только государственный внешний, но и кредиторские задолженности населения и предприятий) составляют сегодня 259% ВВП. У Франции они подбираются под 280%. Дефицит бюджета Италии 3%, Франции — 4,2%. Франция вообще не фиксировала ни разу хотя бы паритет между расходами и доходами, начиная с 1974 года. Почти незаметный рост ВВП, быстрое прогрессирующее обнищание народа, истощение социальных фондов, недостаточная конкурентоспособность и полная неспособность к проведению необходимых реформ — вот джентльменский набор проблем, который наличествует у этих двух государств и который сомнительно, что удастся решить в ближайшее время. Его проще скрыть, переключив внимание общества на какой-то другой объект».

«Конечно, Греция — это осложнение, — пишет ElEconomista. — Сегодня тема Афин занимает первые полосы всех экономических и финансовых изданий Европы. Вместе с падением цен на нефть, рассуждениями об ультраэкспансивной политике Евроцентробанка, его действиях, провоцирующих снижение котировок евро по отношению к доллару, дискуссии о грядущем дефолте Афин должны надежно прикрыть провал идеи валютного союза».

«Если кого-то приведенные выше показатели долга Италии и Франции не впечатляют, пусть добавит к ним отдельной строкой безработицу. В то время, когда бо́льшая часть государств Еврозоны понемногу снижает число безработных, эти две страны демонстрируют стойкое постоянное увеличение доли незанятого трудоспособного населения. Сложно создавать рабочие места в государстве, темпы экономического подъема которого едва заметны. Если они вообще существуют.

Италия и Франция испытывают на самом деле не экономический, а структурный кризис: непомерно высокие зарплаты, рынок предложения рабочих мест невероятно узок, благосостояние держится на внешних займах, государственный сектор в экономиках обоих государств занимает чрезмерно большое место.

Появление единой валюты, евро, только ухудшило положение Италии и Франции. Если раньше большинство своих проблем они могли решить, девальвируя франк и лиру то в силу общности европейской монеты ничего подобного на уровне отдельно взятых регионов сделать нельзя. В реальности евро стоит в этих странах на 15−20% дешевле, чем это продекларировано сейчас. Даже при условии длящегося несколько месяцев снижения котировок континентальной валюты».

«Трудно не согласиться с Дасом, делающим вывод, что Италия и Франция не способны предотвратить новый кризис. ВВП должен расти в два раза быстрее, чем государственный долг, чтобы ситуация как-то стабилизировалась. Есть, конечно, и другая опция — сократить дефицит бюджета до 2% ВВП, однако в существующих условиях это — мера контрпродуктивная, вызывающая только новое снижение темпов роста, что, в свою очередь вызовет новый взлет бюджетного дефицита и увеличит стоимость возврата кредитов, — таким резюме завершается статья. — Франция и Италия постоянно откладывали проведение реформ, считая, что подходящий момент для них не наступил. Сегодня он еще менее удобен, чем раньше. Снять проблему, не проводя реструктуризацию — задача не из легких».

Завершающая фраза материала, надо сказать, скорее выдает авторское желаемое, чем существующее действительное. Италия с Францией выглядят учениками, получившими за контрольную «двойку» и пытающимися скрыть этот факт от родителей с помощью реплик «еще не выдали», «учительнице не хватило времени проверить», и наиболее способными переключить материнское и отцовское внимание фразой вроде «а у Греки Афинского вообще положение аховое». Греке действительно приходится туго — ему бы через реку дефолта переехать. Но проблема у большой европейской семьи все-таки, как выясняется, не в нем.