В России могут разрешить овербукинг, который защитит пассажиров
Москва, 24 июня, 2015, 18:58 — ИА Регнум. Сделано это в большей степени для того, чтобы все участники рынка могли бы обсуждать ситуацию, вносить поправки и дискутировать, опираясь на международный опыт использования этой опции. Овербукинг популярен во всем мире. Такой механизм удобен и авиакомпании и пассажирам. Обычно за несколько дней до рейса пассажиров уведомляют, что билетов на рейс продано больше, чем имеется мест. Далее возможны варианты: либо перевозчик оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе — к примеру, на день — и организует ему полет на следующем рейсе, либо предлагает на следующем рейсе пересесть в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий авиаперелет.
В России овербукинг действует уже давно, но негласно. Сейчас не существует никаких законов, которые бы регулировали систему компенсаций для пассажиров, которые не смогли улететь из-за переполненности самолета. Понятно, что крупные компании, которые беспокоятся о репутации, всегда найдут способ возместить пассажиру ущерб, но как быть с мелкими региональными перевозчиками, которые набивают самолеты до отказа, но платить «лишнему» пассажиру часто не хотят? Теперь, согласно законопроекту, в случае отказа в перевозке, пассажир будет иметь полное право обратиться в суд и получить высокую компенсацию. Подобные правила уже давно действуют в США и странах ЕС.
Авиакомпании, и в частности «Аэрофлот», обращались к правительству именно с целью урегулировать процесс перебронирования. «По данным источников «Ъ», об узаконивании овербукинга шла речь еще 24 февраля на совещании у Дмитрия Медведева. Господин Савельев на прошлой неделе заявил, что овербукинг может принести авиакомпаниям до 7% дополнительной выручки (в случае «Аэрофлота» — $450−500 млн в год)», — пишет издание.
Однако некоторые перевозчики выступили резко против инициативы. Например, «Трансаэро». «Мы считаем, что это несправедливо по отношению к пассажирам, которые, имея билет, полностью выполнили правила и условия регистрации, они имеют право улететь в назначенное время», — говорят в компании. К тому же, считают в «Трансаэро», овербукинг не учитывает сложные транзитные маршруты и, стыковки могут теряться, а международный опыт говорит о том, что пассажиры, которым предложили другой рейс из-за овербукинга, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику. Кроме того, компания отмечает, что лоббисты овербукинга преувеличивают количество не являющихся на рейс пассажиров, на самом деле их «один-два и не на каждом рейсе», — цитирует представителей компании «Коммерсант».
Однако эксперты отрасли уверены, что легализация овербукинга пойдет на пользу и пассажирам, и авиакомпаниям. «С учетом такой сложной экономической ситуации, когда авиакомпаниям крайне важна большая загрузка рейсов, эта мера поможет и авиакомпаниям улучшить свои финансовые показатели не в ущерб пассажиров. То, что Минтранс выступил как регулятор в этой ситуации — крайне правильно. Это поможет как потребителям, так и авиакомпаниям», — уверен вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
Доктор наук, профессор, главный научный сотрудник института экономики РАН Никита Кричевский уверен, что пассажирам понравится легализованная система овербукинга: «Овербукинг позволяет оформить на несколько мест больше и гарантированно улететь, поскольку несколько кресел — это общепринятая практика — остаются свободными. От двух до пяти кресел на разных рейсах даже в высокие сезоны не заполнены. Ситуация овербукинга позволяет получить транспортную услугу независимо от того, есть ли полная заполняемость или её нет. Овербукинг — это система, которая не зависит от обстоятельств, пожеланий или состояния здоровья того или иного пассажира», — комментирует он порталу Speakercom.ru Кричевский добавляет, что для пассажиров же это не только возможность воспользоваться услугами, когда, казалось бы, мест нет, но и за счет увеличения доходности аэропорта получить более качественные услуги на борту — более качественное питание. Потому что многие компании экономят в первую очередь именно на питании. «Есть и общегосударственный плюс. Он заключается в том, что овербукинг позволит поддерживать прибыль авиакомпаний. Что отразится на качестве самолетов, должного уровня обслуживания. Плюс ко всему государство сможет получить и дивиденды», — уверен эксперт.
Тем не менее, овербукинг сработает только в случае, если речь идет о регулярных рейсах. Чартерные перевозчики работают по блок-местам с туроператорами, которые, по сути, управляют загрузкой рейсов авиакомпаний. Неявка на чартерный рейс — явление довольно редкое, так как это означает отказ от турапакета. Поэтому овербукинг — актуальный вопрос для перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки. В конечном итоге эта мера может привести к снижению себестоимости перевозки для конечных потребителей.
По мнению западных аналитиков, благодаря овербукингу каждая авиакомпания может заработать на 7% больше. При этом, вопреки опасениям, пассажиры страдать не будут: современные системы управления доходами позволяют максимально точно рассчитать необходимый процент не являющихся на рейс, это примерно 10−15. Кроме того, закон пройдет долгое обсуждение, прежде чем будет принят, что оставляет надежду, что конечная его редакция будет учитывать интересы как пассажиров, так и авиакомпаний.