Порты: Транзит российских грузов через Латвию подрывает её безопасность
Санкт-Петербург, 23 июня, 2015, 09:24 — ИА Регнум.
Строящийся петербургский порт «Бронка» готов на 70%
18 июня строящийся многофункциональный морской перегрузочный порт «Бронка» c рабочим визитом посетили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе компании «Феникс», которая выступает инвестором проекта строительства порта, первое судно с Ro-Ro грузом «Бронка» примет уже в сентябре 2015 года. Генеральный директор ООО «Феникс» Дмитрий Павлович Михальченко рассказал, что судоходная компания CMA CGM (как указано на сайте самой компании, она является третьим по величине в мире морским контейнерным перевозчиком — прим. ИА REGNUM) приняла решение об одном судозаходе в неделю с сентября 2015 года, с января 2016 года число судозаходов возрастет до трёх в неделю. Компания планирует перевести в «Бронку» из Большого порта Санкт-Петербург более половины объема грузов. Готовность порта на данный момент составляет 70%.
Напомним, что многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» строится на южном побережье Финского залива, в районе примыкания дамбы с кольцевой автодорогой к территории города Ломоносов. ММПК «Бронка» будет включать в себя три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов, логистический центр. Площадь контейнерного терминала составит 107 га, терминала накатных грузов — 57 га, логистического центра — 42 га. Длина причальной линии контейнерного терминала составит 1220 м (5 причалов), терминала накатных грузов — 630 м (3 причала). Пропускная способность первой очереди ММПК «Бронка» позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц Ro-Ro грузов. В дальнейшем планируется увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц Ro-Ro грузов в год. После завершения строительства порт сможет принимать контейнеровозы класса Panamax и паромы класса Finnstar.
Читайте также: Порт «Бронка»: Если не будет нас, через пять лет грузы опять пойдут через Прибалтику.
Отметим, что по данным издания «Морские вести России», оборот контейнеров в российских портах Балтийского бассейна в январе — апреле 2015 года снизился на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 654,7 тыс. TEU. При этом отрицательная динамика контейнерооборота фиксируется во всех портах бассейна: порт Калининград сократил перевалку на 58,2% до 50,6 тыс. TEU, Санкт-Петербург — на 28,7% до 575,7 тыс. TEU, Усть-Луга — на 16,5% до 28,5 тыс. TEU.
В Таллинском порту не удивляются снижению объёмов российского транзита
«Мы прекрасно понимаем логику роста прямого экспорта грузов нефтепродуктов и угля из РФ, минуя порты Прибалтики. Поэтому сокращение объемов не стало для нас и наших стивидоров непредвиденным, напротив, это вполне прогнозируемо», — заявил в интервью ИА «РЖД-Партнер.ру» председатель правления компании Tallinna Sadam (Таллинский порт) Айн Кальюранд.
По его словам, объёмы перевалки грузов в порту за первые 4 месяца 2015 года снизились на 21% и составили 8,35 млн тонн. Часть темных нефтепродуктов была перенаправлена на порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области, отмечает представитель Таллинского порта.
«Но вот что отмечу: основной грузопоток порта многие годы представлял собой движение в направлении восток — запад по железной дороге направлением на порт. И эта модель начала меняться — теперь становится все больше грузов, которые поступают с моря и потом также отправляются морем или же рассеиваются на ближайших рынках, то есть движение с западного и восточного направления и направления север — юг», — отметил Кальюранд. Он также упомянул о планах Таллиннского порта стать хабом для перевалки, хранения и блендирования наливных грузов в регионе Балтийского моря.
Напомним, что эксперты оценивают потери приморских гаваней Прибалтики от переориентации российских нефти и нефтепродуктов на порты Северо-Запада РФ в 120 млн долларов в 2015—2016 годах.
«ФосАгро» прощается с портами Прибалтики и Финляндии
Новый балкерный терминал в порту Усть-Луга (Ленинградская область) позволит компании «ФосАгро» — крупнейшему в мире производителю фосфоросодержащих минеральных удобрений — полностью перевести свои грузы с прибалтийских портов на российские морские гавани. Ранее часть грузов компании отправлялась на экспорт через порты Котка (Финляндия), Мууга (Эстония) и Рига (Латвия). «Сейчас мы полностью уходим оттуда», — заявил журналистам генеральный директор ОАО «ФосАгро» Андрей Гурьев на торжественной церемонии запуска терминала, которая состоялась на минувшей неделе.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сегодня «ФосАгро» осуществляет перевалку грузов через российские порты Мурманск и Большой порт Санкт-Петербург. С запуском терминального комплекса «Смарт Балтик Терминал» мощностью более 1,5 млн тонн минеральных удобрений в год, к ним прибавился лидирующий на российской Балтике порт Усть-Луга. Через новый терминал будут перегружать в том числе аммиачную селитру, которая ранее была исключительно «прибалтийским» грузом, отмечают в компании. Импортозамещение портовых мощностей для перевалки отечественных удобрений выгодно с экономической точки зрения. Собственный терминал снижает затраты на перевалку грузов и является гарантией стабильности для бизнеса, рассказал Гурьев.
Партнером «ФосАгро» по проекту выступила компания «Ультрамар» — крупнейший в России перевозчик минеральных удобрений в контейнерах. Общий объем инвестиций в «Смарт Балтик Терминал» составляет 650 млн рублей собственных и привлеченных средств. По словам Гурьева, благодаря своей высокой экономической эффективности проект окупится всего за 3,5—4 года.
Мощность единовременного хранения на терминале составляет около 80 тыс. тонн минеральных удобрений. Особенностью проекта является то, что при необходимости можно оперативно удвоить мощности, как по единовременному хранению, так и по общей пропускной способности (до 3 млн тонн грузов).
В «ФосАгро» считают, что новый «Смарт Балтик Терминал» заинтересует и других российских производителей аммиачной селитры — «Уралхим» и «Еврохим». Андрей Гурьев подчеркивает, что компания «не собирается монополизировать терминал».
В 2008 году «Уралхим» (компания является лидером в производстве аммиачной селитры в России, занимает второе место по объемам производства аммиака и азотных удобрений — прим. ИА REGNUM) рассматривал возможность строительства собственного терминала в порту Усть-Луга, но позже компания отказалась от этой идеи, рассказал корреспонденту ИА REGNUM источник, знакомый с ситуацией. По его словам, инвесторы решили не рисковать. «В 2008 году в Усть-Луге еще практически ничего не было, нормальная инфраструктура отсутствовала», — объяснил источник.
Напомним, что в 2013 году в Рижскому порту (Латвия) был запущен терминал по перевалке и краткосрочному хранению сыпучих минеральных удобрений Riga fertilizer terminal, 51% в котором принадлежит «Уралхиму». Общий объем инвестиций в проект составил более 60 млн евро. Транспортировка удобрений через собственный терминал в Риге обходится «Уралхиму» дешевле, чем доставка в российские порты на Балтике, пишет «Логирус». По итогам 2014 года Riga Fertilizer terminal принял 1,75 млн тонн и отгрузил 1,71 млн тонн продукции.
Кроме того, в 2014 году «Уралхим» стал контролирующим акционером в предприятии Ventamonjaks в другом латвийском порту — Вентспилсском свободном порту. Это крупнейший на Балтийском море терминал по перевалке жидкого аммиака мощностью 1 млн тонн ежегодно.
В мае этого года международный интернет-журнал The Baltic Course опубликовал статью, в которой утверждалось, что крупнейший в Латвии Рижский порт в 2014 году значительно увеличил объёмы перевалки минеральных удобрений — на 33% - именно за счет за активной деятельности в порту российского предприятия «Уралхим». В целом грузооборот Рижского порта за 2014 год увеличился до 41 млн тонн, что на 15,8% больше, чем годом ранее. Это очень хорошие показатели, особенно если учитывать, что транзитная отрасль Латвии переживает сегодня не самые лучшие времена.
Еще один крупнейший российский производитель удобрений — «Еврохим» — заявил о своих планах прекратить работать через порты в Таллине и Вентспилсе ещё в июле 2010 года. Компания тогда приняла решение о строительстве балкерного терминала мощностью 5 млн тонн в морском торговом порту Усть-Луга. Ввод терминала в эксплуатацию был запланирован на 2015 год.
«Для нас это критически важный проект, поскольку он обеспечивает возможность выстроить собственную логистическую цепочку и не зависеть от сторонних организаций, которые обеспечивают на сегодняшний момент перевалку наших грузов», — рассказывал тогда генеральный директор ОАО «МХК «ЕвроХим» Дмитрий Стрежнев. Он также отмечал, что собственный терминал в Усть-Луге решает вопрос «странового» масштаба.
Однако, как рассказал журналистам на прошлой неделе председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит, «Еврохим» решил на год заморозить строительство терминала.
В 2015 году грузооборот порта Усть-Луга может достигнуть 80 млн тонн
Такой прогноз на прошлой неделе дал председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит, сообщает информационно-аналитическое агентство SeaNews. По его оценке, будущее развитие порта тесно связано с индустриальной зоной, которая даст Усть-Луге новые грузы. Из больших проектов индустриальной зоны Усть-Луги Израйлит отметил проект строительства «Газпромом» завода по сжижению природного газа. По его словам, объем инвестиций должен составить около триллиона рублей. Проект включает строительство новой газовой трубы большого диаметра, завода по сжижению газа, всей соответствующей инфраструктуры. Проект должен быть реализован к 2020 году — на этот год запланированы первые отгрузки. «Это даст необыкновенный новый импульс для развития промышленности и сопутствующих производств в индустриальной зоне Усть-Луга», — уверен Израйлит. Начало строительства «Балтийского СПГ» запланировано на следующий год. По информации издания, морской терминал будет строиться параллельно, это будет выносной терминал в северной части порта Усть-Луга.
На приход газа ориентируется и еще один инвестор индустриальной зоны — компания «ИСТ» с проектом карбамидного завода. Объем инвестиций в проект «ИСТ» будет зависеть от того, придется ли им строить газовую трубу самостоятельно от Кингисеппа или они смогут запитываться от газа, который придет в Усть-Лугу благодаря проекту «Газпрома».
Отвечая на вопрос о потенциальных инвесторах индустриальной зоны, Израйлит рассказал, что переговоры с компаниями идут постоянно. Многие крупные промышленные группы в свете новой политики и новых логистических возможностей переводят свои грузы из прибалтийских и финских портов на Усть-Лугу как наиболее удобную, современную точку для отправки продукции на мировые рынки. В частности, сейчас рассматривается несколько проектов, связанных с перегрузкой генеральных грузов и зерна, отметил он.
Напомним, что грузооборот порта Усть-Луга за 2014 год составил 72,6 млн тонн грузов, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Транзит российских грузов опасен для Латвии?
Полиция безопасности Латвии (ПБ) выступила с предупреждением, что, несмотря на напряженность в отношениях Запада и РФ, российские предприятия продолжают инвестировать в отрасль прибалтийского транзита. Однако, по мнению ПБ, зависимость от российских грузов может создать риски для страны, поскольку Москва может использовать ее в своих целях, сообщает портал bb.lv.
Как считают в Полиции безопасности, «в прошлом году не удалось достичь существенного прогресса в привлечении грузов из других регионов и расширении типов переваленных грузов, что позволило бы уменьшить зависимость транзитной отрасли Латвии от грузов российского происхождения». Как заявили представители спецслужбы, «этот факт, вкупе с хорошими результатами деятельности, может ослабить желание транзитной отрасли Латвии продолжать интенсивно искать новых деловых партнеров в других регионах».
Соответственно, «существует риск, что значительная зависимость такого важного для народного хозяйства Латвии сектора от поставщиков одного государства может сохраниться в долгосрочной перспективе». Это, в свою очередь, «увеличивает риск, что данное обстоятельство может быть использовано как инструмент влияния на процесс принятия решений во внутренней и внешней политике Латвии».
В ПБ указывают: «Напряженная геополитическая ситуация и сокращение торговой активности между Европейским союзом и Россией повлияли и на экономические процессы в Латвии. С одной стороны, некоторые отрасли потеряли возможность реализовывать свою продукцию и услуги на российском рынке. С другой стороны, непредсказуемые действия России акцентировали необходимость укрепления общей энергетической безопасности Латвии и ЕС, снижения значительной зависимости важных отраслей латвийской экономики от одного делового партнера, а также переоценки влияния отдельных инвестиционных проектов и программ на экономическую и национальную безопасность».
В последнее время в России все чаще звучат голоса о необходимости полной переориентации своего экспорта на российские порты. Однако латвийские спецслужбы сомневаются, что это возможно. «Подобная риторика со стороны России звучит уже несколько лет, и в последнее время она еще более усилилась. Однако, для реализации этой идеи необходимы существенные инвестиции в развитие инфраструктуры, что может противоречить экономическим интересам российских предприятий, а также заметным попыткам России укрепить свое экономическое влияние в соседних странах. В прошлом году российские предприятия продолжали укреплять свое присутствие в сфере латвийского транзита, что указывает на желание предпринимателей этой страны использовать транзитный коридор Латвии и в будущем», — сообщает ПБ.