В рамках Петербургского международного экономического форума на круглом столе «Россия — Япония: перспективы делового сотрудничества» обсудили проблемы развития отношений двух стран, сообщает сегодня, 19 июня, корреспондент ИА REGNUM.

forumspb.com

На сегодняшний день в России работают 425 японских компаний — это втрое меньше, чем, например, во Вьетнаме, а объем японских инвестиций в российскую экономику остается низким. Азиатские бизнесмены отмечают, что японский бизнес не видит четкого приоритета с точки зрения объектов инвестирования, обозначенного российским правительством. Другими словами, средний бизнес пугает отсутствие понятных правовых институтов и четких правил ведения бизнеса.

Председатель Japanese Business Club Хироси Мэгуро отметил, что Россия остается terra incognita для среднего японского бизнеса, который является основой экономики восточной страны. Вице-президент Fast retailing company Нариаки Кояма среди проблем выделил плохую логистику и правовое регулирование, которое, по его словам, должно быть более понятным.

Сдерживающим фактором являются и практические моменты, вроде тестирования на знание русского языка для получения разрешения на работу. По словам вице-президента Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (ROTOBO) Масахиро Иби, несмотря на исключение для высококвалифицированных специалистов, это является барьером для въезда в Россию японских инженеров, без которых японские компании не могут локализовать производство в России и осуществить трансфер технологий и компетенций. Также он призвал власти двух стран активнее работать над упрощением визового режима.

Поддерживать бизнес-сотрудничество между Японией и Россией, углублять и расширять его сферы и деловые контакты пообещал замминистра экономики, торговли и промышленности Японии по международным делам Норихико Ишигуро. Так, несмотря на то, что японский автопром пришел в Россию, присутствие этой отрасли могло бы быть более многослойным за счет производства комплектующих. Помимо промышленности и торговли, Норихико Ишигуро выделил и второе традиционное направление в сотрудничестве двух стран — энергетику. Член кабинета Абэ считает, что она могла бы развиваться в «более широкие сферы».

Глава «РусГидро» Евгений Дод наиболее перспективным проектом в этой сфере считает строительство энергомоста Сахалин — Хоккайдо. Будет ли проект реализован — говорить рано, — ему более 20 лет. С японской стороны инвесторами могут выступить Mitsui и JBIC. Стоимость такого моста, предлагаемого российской стороной, составит $6 млрд.

Проект позволяет говорить о создании в 30-летнем горизонте энергетического кольца, проходящего через Сахалин, Японию, Корею и потенциальной возможностью работать в Индии и Вьетнаме. Такой проект, по мнению главы «РусГидро», позволил бы выйти на решение глобальных политических проблем.

Не могут не сказываться прохладные отношения двух стран из-за Курильских островов, хотя министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и призвал разделить политику и экономику. Министр объяснил, как его ведомство занимается экономикой: «Нужно не рассказывать о большом потенциале, который и так известен, а предлагать продукты, которые позволят инвестору безопасно и успешно делать бизнес на Дальнем Востоке».

Такими продуктами, созданными для инвесторов в регионе, являются территории опережающего развития (ТОР), целевая адресная поддержка инвестпроектов вне ТОРов, суверенный фонд развития Дальнего Востока, свободный порт Владивосток и Восточный экономический форум.

Александр Галушка пояснил, что резиденты ТОРов в первые годы освобождаются от налога на имущество, прибыль, получают нулевой НДС на импорт по переработке. Страховые взносы — или так называемый социальный налог — вместо 30% составляет для резидентов 7,6% в течение 10 лет. Риски инвестирования уменьшают и тем, что проверки со стороны надзорных органов должны будут проходить только с согласия министерства. Ведомство пытается снизить и урон от бюрократических проволочек, создавая систему одного окна и вводя режим свободной таможенной зоны. Первые три территории, по словам Галушки, на днях будут созданы соответствующим актом правительства.

Для тех, кто не хочет приходить в ТОРЫ, создают точечную инфраструктуру. Проекты, которые способны принести больше денег в бюджет, получат больше поддержки со стороны российских властей на начальном этапе.

Закон о создании свободного порта уже внесен в Госдуму и пройдет первое чтение 19 июня. Любой иностранный гражданин, прибывший в один из восьми портов Приморья, будет получать визу на 8 дней. Санитарные процедуры будут проходить в режиме одного окна.

Тема сотрудничества с Японией касается не только Дальнего Востока, но и остальной России. Так, губернатор Ярославской области Сергей Ястребов отметил сотрудничество с Японией по линии медицины, в первую очередь речь идет о поставке оборудования для онкобольных.

Компания «Такеда» производит в индустриальном парке «Новосёлки» лекарственные средства. В 2010 году открыт завод Komatsu, который производит карьерные самосвалы.

По мнению кировского губернатора Никиты Белых, если не сделать привлекательным и безопасным работу малого и среднего бизнеса, то все будет решаться в формате политических отношений, как бы ни хотелось от них уйти. Задача органов госвласти, по мнению губернатора, должна быть в том, чтобы развивать отношения в области образования, культуры, спорта и делать акцент на развитии межличностных отношений.